ИСИДОР СТРАННОПРИИМЕЦ

ИСИДОР СТРАННОПРИИМЕЦ (IV в.) – Александрийский пресвитер, преподобный (память в Византийской церкви 21 декабря; память в Западной церкви 15 января). Основным источником сведений об Исидоре Странноприимце являются «Лавсаик» и «Диалог с Феодором, римским диаконом, о житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского», написанные Еленопольским епископом Палладием. Палладий познакомился с Исидором Странноприимцем, управлявшим странноприимным домом («пресвитер Исидор, странноприимец Александрийской Церкви»), в 388 г. в Александрии. Исидор Странноприимец происходил из богатого семейства, но раздал всё своё имущество бедным, препоручил сестёр Христу, после чего удалился в Нитрийскую пустыню, где прожил много лет, ведя отшельнический образ жизни. Спустя несколько лет Палладий посетил в Нитрии келлию, где раньше подвизался Исидор Странноприимец. По свидетельству Палладия, Исидор Странноприимец отличался кротостью, человеколюбием, хорошо знал Священное Писание и церковные догматы. Несмотря на тучность, он был крайне воздержан в пище. Палладий видел, как Исидор Странноприимец плакал во время общей трапезы и, спросив Исидора Странноприимца о причине его слёз, узнал, что Исидор Странноприимец стыдится вкушать обычную пищу после открытой ему в видениях нетленной снеди, которой насыщаются души в раю. В 341 г. Исидор Странноприимец сопровождал в Рим Афанасия I Великого, который рукоположил его во пресвитеры. Эта поездка исследователи относят ко времени второго изгнания Афанасия I Великого, длившегося до 346 г. По мнению исследователей, вместе с ним Исидор Странноприимец возвратился в Египет. В «Лавсаике» говорится, что второй раз Исидор Странноприимец побывал в Риме в 384 г. вместе с епископом Димитрием. Как уточняет Скорат Схоластик, он был послан Александрийским архиепископом Феофилом I (384–412 гг.) для примирения папы Дамаса I с Антиохийским архиепископом Флавианом I. Из «Диалога... о житии Иоанна Златоуста» исследователи сделали вывод, что эта миссия была предпринята после поездки Исидора Странноприимца в Антиохию, откуда он вернулся с Акакием Беройским и привёз общительные грамоты архиепископу Феофилу от архиепископа Флавиана. Общение Александрийской и Антиохийской кафедр было нарушено в 362 г., когда Афанасий I Великий признал законным епископом Павлина, а не Мелетия (Антиохийская схизма). Преемники Афанасия I Великого Пётр II и Тимофей I также поддерживали Павлина и его преемника (с 388 г.) Евагрия, а не Мелетия и его преемника (с 380 г.) Флавиана. Раскол был преодолён только со вступлением на Александрийскую кафедру Феофила. Аналогичную с Александрийской церковью позицию в отношении Антиохийской схизмы до 384 г. занимала и Римская кафедра. Таким образом, в 384 г. Исидор Странноприимец выступил в роли посредника между этими кафедрами в преодолении схизмы с Антиохией. Сократ Схоластик упоминает ещё об одном конфиденциальном поручении архиепископа Феофила. В 387–388 гг., во время войны императора Феодосия I Великого с узурпатором Магном Максимом, архиепископ Феофил отправил Исидора Странноприимца в Рим, чтобы, дождавшись исхода происходившей в Северной Италии кампании, тот преподнёс дары и соответствующие письма победителю, рассчитывая таким образом заручиться его поддержкой.

 



 
PR-CY.ru