ИСИДОР ПЕЛУСИОТ - Страница 10

Принадлежность второго сочинения Исидору Пелусиоту исследователи считают сомнительной, оно содержит подробное учение о Святой Троице и Воплощении, называет Сына и Святого Духа «подобосущными» Отцу, упоминает о почитании Креста, икон и св. сосудов. Среди неподлинных сочинений исследователи называют «De Nativitate Domini» («О Рождестве Господа»); Г. Нимайер во вступительной статье к изданию писем Исидора Пелусиота в «Патрологии» Ж.П. Миня упоминает об этом приписываемом Исидору Пелусиоту сочинении в двух книгах. На самом деле трактат, по мнению исследователей, принадлежит Исидору Севильскому, и в собрании его трудов имеет название «De fide catholica contra Iudaeos». Исследователи не сомневаются, что список авторов, писавших о жизни Иоанна Златоуста, не принадлежит Исидору Пелусиоту, хотя в некоторых письмах он говорит о святителе Иоанне. «Вопросы и ответы», приписываемые Исидору Пелусиоту, представляют собой собранные анонимным автором выдержки из трудов Иоанна Златоуста, Василия Великого, Нила Синайского, Максима Исповедника и др. Представление об Исидоре Пелусиоте как об авторе поэм возникло, по мнению исследователей, из-за неверного перевода свидетельства Евагрия Схоластика. Фразу «...в то же самое царствование сиял и Исидор, которого слава, как выражаются поэты, обширная, повсюду распространена и словами его и делами» некоторые учёные переводят так: «...Которого слава как поэта была обширна…». Хотя во многих письмах Исидора Пелусиота исследователи видят поэтическую манеру речи, ни одного принадлежащего ему стихотворного произведения не сохранилось.Севир Антиохийский упоминает о существовании приписываемых Исидору Пелусиоту «трёх обширных слов против язычников» и трактата «О том, что судьбы не существует». Исидор Пелусиот свидетельствует, что писал на подобные темы. В письме к комиту Ермину он замечает по поводу учения о благоденствии людей добродетельных и несчастии порочных: «Поскольку же мы думаем, что должно по возможности защитить сие учение, то мы, сколько могли, защитили его в слове, написанном нами к эллинам, прочитав которое узнаёшь разрешение вопроса». В послании к схоластику Арпокре об искусстве гадания Исидор Пелусиот говорит: «То, что гадательное искусство было у эллинов делом пустым и славилось напрасно, доказано мною в слове на эллинов». Также в письме к комиту Ермину он упоминает о своём сочинении о судьбе: «Поскольку писал ты, что слово, лучше же сказать, если надлежит говорить правду, словцо, недавно написанное мною о том, что нет судьбы, иными расхвалено, а иными даже предпочтено другим сочинениям потрудившихся писать о том же, и просил прислать тебе его, то посылаю при сем». Современными исследователями были сделаны попытки идентифицировать эти сочинения с теми или иными письмами Исидора Пелусиота. Исследователи полагают, что небольшим трактатом о судьбе, о котором говорит Исидор Пелусиоте, является довольно обширное письмо, обращённое к «чадам эллинским»; оно было написано по просьбе схоластика Арпокры, интересовавшегося, почему люди добродетельные страдают, а нечестивые благоденствуют. Другое пространное письмо к схоластику Кассию, «эллину и защитнику эллинов», могло восприниматься современниками как трактат против язычников. В одной из рукописей, принадлежавших некогда Троице-Сергиевой лавре (Российская государственная библиотека, сборник XII или начала XIII в.), содержатся две выдержки, приписываемые Исидору Пелусиоту и не имеющие аналога в сохранившихся греческих письмах: a) «Блаженаго Исидора Пилусийскаго Разуми» (начало: «Яко печали с благодарениемь тьрпящеи многы грехы расыплють...»); b) «Того же Написание о вере» (начало: «Верую в единаго Бога Отця нерожена и в единаго Сына рожена и в един Св. Дух исходящь...»).

 



 
PR-CY.ru