ИСИДОР ПЕЛУСИОТ - Страница 8

В 1737 г. Э. Пецольд защитил в Гёттингене диссертацию, в которой подверг критике атрибуцию большинства писем Исидора Пелусиота, пытаясь, в частности, доказать, что они представляют собой искусно подобранные и скомпилированные выдержки из произведений языческих авторов. Во второй половине XX в. некоторые исследователи начали сомневаться в существовании самого Исидора Пелусиота и при упоминании корпуса его писем говорили о «Псевдо-Исидоре». Р. Ридингер, не отрицая существования Исидора Пелусиота, высказал гипотезу, согласно которой сохранившийся корпус писем Исидора Пелусиота (так же как и письма преподобного Нила Синайского) есть компиляция VI в., составленная монахом константинопольской обители «неусыпающих» Маркеллом Акимитом. В ответ на критику другие учёные приводят аргументы, доказывающие подлинность писем Исидора Пелусиота. Большинство писем адресовано лицам, имена и социальное положение которых точно обозначены и соответствуют времени жизни Исидора Пелусиота. Все письма имеют надписание. Просопографический анализ, проведённый Эвьё, показывает, что из 426 адресатов Исидора Пелусиота встречаются лица с греческими, латинскими, еврейскими и египетскими именами, однако подавляющее большинство имён – греческие. Косвенным доказательством реального существования адресатов служит то, что они, будучи христианами, часто носят языческие имена (Посейдон, Артемидор): если бы Исидор Пелусиот обращал свои письма к вымышленным лицам, то он, скорее всего, старался бы избегать подобных имён. Латинские имена (десятая часть всех имён) носят не только люди, живущие в западных частях империи, но и местные египетские чиновники. Еврейские имена принадлежат христианам или язычникам (и лишь в одном случае иудею). Число египетских имён незначительно: Исидор, Нил, Ниламмон, Серапион и др. В большинстве случаев адресаты так или иначе связаны с Пелусием и его окрестностями. Таким образом, ономастика корпуса писем Исидора Пелусиота вполне соответствует восточной части дельты Нила, региону, подверженному сильному греческому влиянию, но не потерявшему связи с египетской культурой. Список иерархических должностей адресатов (как церковных, так и светских) в целом не указывает на какой-либо конкретный регион. Сан епископа, пресвитера, диакона, иподиакона, монаха и т.д. мог носить человек, живший в любой части империи. Наименования муниципальных должностей на протяжении IV–V вв. фактически не претерпевали изменений. Исидор Пелусиот упоминает о таких должностях, как куриал, грамматик, софист. Вместе с тем должности императорского префекта (praefectus Augustalis), предводителя (dux) и губернатора (corrector) указывают на конкретную местность, поскольку в империи был только один императорский префект – в Александрии и только два губернатора – в Пафлагонии и Августамнике Первой (одной из провинций диоцеза Египет). В V в. в Египте было два дукса: Фиваиды и Египетского лимеса. Все эти титулы и наименования должностей указывают на Египет и на провинцию Августамника Первая, в которой находился Пелусий. Из 426 адресатов, идентифицированных Эвьё, – 172 клирика (им адресовано 1239 писем), 63 монаха (150 писем), 138 мирян (549 писем). Из последних – 104 представителя имперской администрации (413 писем) и 34 муниципальных чиновника (136 писем). 47 адресатов (106 писем) остаются неидентифицированными. Как видно из статистических данных, число адресатов-монахов весьма незначительное; кроме того, среди адресатов насчитывается, по крайней мере, 24 язычника – это характерно, скорее, для IV–V вв., чем для VI в.

 



 
PR-CY.ru