ИСИДОР ПЕЛУСИОТ - Страница 5

Сохранившийся корпус сочинений Исидора Пелусиота состоит из 2 тыс. писем, адресованных разным лицам. Большинство писем являются ответами Исидора Пелусиота на вопросы, связанные с толкованием Священного Писания или касающиеся духовной жизни. Первым по времени свидетельством о существовании писем Исидора Пелусиота исследователи считают алфавитный сборник «Apophthegmata Patrum». Шесть апофтегм, приписываемых «авве Исидору Пелусиоту», являются извлечениями из писем Исидора Пелусиота. Три из них входят в состав сирийской коллекции. Из семи других греческих апофтегм, приписываемых «авве Исидору, священнику», две принадлежат авве Исидору Скитскому, четыре являются выдержками из писем Исидора Пелусиота. Эти четыре апофтегмы входят в состав сирийской коллекции Одна апофтегма не идентифицирована. В VI в. в ходе христологических споров ряд авторов цитировали письма Исидора Пелусиоте, в особенности те из них, которые адресованы Кириллу Александрийскому, где речь идёт об ипостасном единении двух природ во Христе. По мнению А. Шмида, встречающиеся в этих письмах христологические формулы являются позднейшими вставками. Так, например, по свидетельству Константинопольского патриарха Фотия I, Антиохийский патриарх Ефрем в письме Зиновию Эмесскому приводит множество цитат из писем Исидора Пелусиота. Исследователи полагают, что цитаты, приводимые Леонтием Византийским, могли быть заимствованы из коллекции Ефрема Антиохийского или зависят непосредственно от одного из сборников сочинений Исидора Пелусиота. Севир Антиохийский в письме Иоанну Филопону (Грамматику), написанном между 518 и 520 гг., сообщает о том, что Исидор Пелусиот оставил корпус приблизительно из 3 тыс. писем, пронумерованных с начала до конца, часть которых представляют собой копии тех же писем. Епископ Факунд Гермианский упоминает об Исидоре Пелусиоте как об авторе более 2 тыс. писем. Диакон Рустик говорит о существовании четырёх книг (codices), каждая из которых содержала по 500 писем Исидора Пелусиота. Эта коллекция принадлежала монахам монастыря акимитов (неусыпающих) в Константинополе. Однако возникновение первого по времени сборника писем Исидора Пелусиота исследователи связывают не с монастырём акимитов, а с монахами Пелусия, которые после смерти Исидора Пелусиота старались собрать воедино все его письма. Лексикон «Суда», который, в свою очередь, цитирует «Именослов» Исихия Милетского, говорит об Исидоре Пелусиоте как о знаменитом философе и риторе, авторе более 3 тыс. писем экзегетического содержания. Никифор Каллист Ксанфопул в «Церковной истории» поместил обширную биографическую справку, составленную на основании минологиев и древних авторов, в которой указывает, что число написанных Исидором Пелусиотом писем достигает 10 тыс. В настоящее время корпус сочинений Исидора Пелусиота состоит из 2 тыс. писем, что соответствует цифрам, приводимым диаконом Рустиком, большая часть писем восходит к константинопольской коллекции монастыря акимитов. По мнению исследователей, первоначально собрание превышало 2 тыс. писем, т.к. существует сирийский перевод 262 писем, из которых около сорока не соответствуют ни одному из сохранившихся греческих. Количество писем увеличивалось также благодаря дублям или добавлению выдержек из других авторов. Исследователи отмечают, что в коллекциях и сборниках нумерация писем значительно варьируется, но ни одно не имеет номера, превышающего 2000; письма с номером 1378 не существует. Проблема нумерации стала причиной пробелов в издании полного корпуса писем Исидора Пелусиота: некоторые письма, входившие в используемые издателями XVII в. рукописи, оказались не включёнными в публикации, и потребовались дополнительные исследования, чтобы восполнить эти пробелы. Из-за путаницы в нумерации некоторые письма были преждевременно и ошибочно объявлены «неизданными» и «новооткрытыми».

 



 
PR-CY.ru