ИБЕРВЕГ Фридрих

ИБЕРВЕГ Фридрих (1826–1871 гг.) – немецкий историк философии. Родился в семье лютеранского пастора. В 1845 г. изучал филологию в университете Гёттингена, где посещал также занятия по философии, с 1846 по 1850 гг. учился в университете Берлина. Особое впечатление произвели на него лекции Фридриха Эдуарда Бенеке по психологии, благодаря которым у Ф. Ибервега пробудился интерес к сенсуализму. В одной из своих ранних работ «Развитие сознания с помощью учителя и воспитателя» (1853 г.) Ф. Ибервег изложил теоретические воззрения Ф.Э. Бенеке и попытался обосновать их практическую значимость. Также в Берлине под влиянием Фридриха Адольфа Тренделенбурга Ф. Ибервег обратился к изучению аристотелевской логики. После защиты диссертации и получения степени доктора философии в Галле (1850 г.) преподавал в гимназиях Дрездена, Дуйсбурга и Эльберфельда. С 1852 г. был приват-доцентом в университете города Бонна, преподавал на кафедре философии одновременно с неокантианцем Фридриха Альберта Ланге. В это время Ф. Ибервег создал труд «Система логики и история логических учений» (1857 г.), написанный под влиянием идей Ф.А. Тренделенбурга. Осенью 1862 г. Ф. Ибервег стал экстраординарным профессором философии в Кёнигсбергском университете, в 1868 г. получил место ординарного профессора. Умер от туберкулёза. Результатом деятельности Ф. Ибервега в Кёнигсберге является выдающийся для своего времени труд «Очерки по истории философии» (1862–1866 гг.) в трёх томах (начиная с 1928 г. издавался в двух книгах). В первом томе была представлена античная философия, во втором – патристическая и схоластическая философия, в третьем – философия Нового времени. Снабжённый подробными примечаниями и ценными библиографическими сведениями, этот труд в течение длительного времени выполнял роль справочного руководства; в дополнении новой литературой при его переиздании принимали участие М. Гейнце и др. В настоящее время в Германии под нарицательным именем Ф. Ибервега издаётся многотомная серия учебников по истории философии. Как самостоятельный мыслитель Ф. Ибервег известен исследователям благодаря учению о познании, которое он называет идеал-реализмом. Ф. Ибервег стремился занять промежуточную позицию между субъективно-формальной гносеологией Иммануила Канта, которая (как это представлялось Ф. Ибервегу) игнорировала связь между формами мышления и формами бытия и метафизической логикой Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, отождествляющей эти формы. Следуя представлениям Ф.А. Тренделенбурга, Ф. Ибервег рассматривал мышление как субъективно-идеальное отражение объективно-реального бытия. Убеждённость в объективной реальности пространства привела Ф. Ибервега к идее пространственности внутреннего восприятия: если мир явлений обладает тремя пространственными измерениями, то и носитель представлений об этом мире (так называемый «сенсориум») с необходимостью должен быть трёхмерным. К религиозно-церковной проблематике Ф. Ибервег обращается в работе «О свободных общинах и личности Бога, открытое письмо Улиху в связи с его докладом в Бонне 8 августа 1860 г.», опубликованной под псевдонимом Филалетес. Ф. Ибервег задавался вопросом, имеет ли право просвещённый, отошедший от «наивной религиозности» человек заявить об этом открыто и оставить церковь, или же он должен ради идейного содержания религии и ради любви к менее просвещённым членам общества терпеливо оставаться внутри церковной ограды. Отвергая компромисс философского истолкования религии в духе ГВ.Ф. Гегеля, Ф. Ибервег выступал за реформирование церкви и создание новых общин. «Церковь будущего», по мысли Ф. Ибервега, должна сформировать новые, соответствующие просвещённому сознанию прогрессивной эпохи догматы и отвергнуть всё «мистически-тёмное».

 
PR-CY.ru