ИСКУШЕНИЯ МОНАСТЫРЬ - Страница 3

Начиная с рубежа XIV и XV вв. путешественники-писатели, в том числе русские паломники Игнатий Смольнянин (1395 г.) и диакон Зосима (1419–1422 гг.), описывая монастырь, не упоминали о том, что в нём жили иноки. Монах-доминиканец Феликс Фабри (1480–1483 гг.) утверждал, что православная братия была изгнана из монастыря по приказу губернатора Газы, но не сообщал дат и подробностей. Позднейшие паломники изредка посещали развалины монастыря и описывали остатки фресок (например, францисканский страж Святого Гроба Бонифаций из Рагузы, 1577 г.). В конце XVI в. монастырь Искушения посетил Трифон Коробейников: «И в той пустыне гора высока и крута, каменная, егда мощно младому взыти на ту гору. В той горе пещера, а в пещере камень, подобен столу, и на том камени сидел Христос и постился 40 дней и 40 нощей». Здесь, по преданию, сообщённому Трифоном Коробейниковым, «прокля Господь диавола и дунул на лице ему, и ту раступися гора каменная, и диавол пропаде всквозь землю. И до нынешнего дни в том месте пропасть. А от Господня места до тое пропасти 2 сажени». Дополнительные реалии приводятся в повествовании Василия Гагары (1634 г.): «И та гора вельми высока, а в той пещере поставлен храм, а в том храму огнь беспрестанно бывает. А то место пусто, нихто туто христьян не живет, опричь глухих арапов бусурманов, а проходу от них мало бывает». Из-за труднодоступности пещер горы Искушения подъём к ним был под силу лишь немногим. Английский путешественник Генри Мондрелл (1697 г.) писал, что некоторые греческие монахи проводили в пещерах Сорокадневной горы Великий пост в подражание Спасителю. Однако сам путник встретил в пещерах вооружённых бедуинов, которые потребовали с него большую сумму денег за право подняться на гору. Из русских авторов XVIII в. на гору поднимался только инок Серапион (1749 г.). В 1873 г. развалины монастыря были впервые обследованы и описаны учёными (Виктор Герен, позже Клод Ренье Кондер и Горацио Герберт Китченер, Palestine Exploration Fund). Наиболее достоверным источником сведений по истории возрождения монашества на Сорокадневной горе исследователи считают дневники начальника Русской Духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме в 1865–1894 гг. архимандрита Антонина (Капустина). Во время первой поездки архимандрит Антонин (Капустин) нашёл обитель в запустении. В 1874 г. здесь поселился русский монах Аркадий (Конюхов), посылавший в Россию письма с призывом к пожертвованиям. Постепенно с риском для жизни (из-за горных условий и нападения бедуинов) «отшельник Сарандарский», как его называли, начал обустройство древних развалин и даже время от времени служил молебны для русских паломников. К началу 1880 гг. в пещере Поста Господня была восстановлена малая церковь. Гора Искушения стала в эти годы местом уединения для русских подвижников: здесь жили известная «пещерница Марина» и отставной генерал-майор Яков Иванович Краевский, участник Крымской войны и присоединения Средней Азии. Он решил провести остаток жизни отшельником в пустыне в Святой земле, выучил для этого арабский язык и в июле 1880 г. поселился в пещере на горе Искушения. Материальную помощь в обустройстве монастыря Искушения оказывали монаху Аркадию (Конюхову) известные русские благотворители: баронесса А.А. Фитингоф, посетившая Святую землю в 1886 г., и московский купец, паломник и благотворитель Павел Дмитриевич Каверин.

 



 
PR-CY.ru