ИСКУШЕНИЯ МОНАСТЫРЬ

ИСКУШЕНИЯ МОНАСТЫРЬ, Сорокадневный монастырь, Дайр-эль-Каранталь; лат. Quadrantena, Quarantena – действующий, принадлежит Иерусалимскому патриархату, расположен на краю Иудейской пустыни и долины Иордана, в 1 км к западу от Иерихона, на юго-восточной стороне Сорокадневной горы (горы Искушения), которая считается местом, где Христос сорок дней постился в пустыне и был искушаем дьяволом (Мф. 4:1–11, Лк. 4:1–12, Мк. 1:12–13). Сорокадневная гора (высота 330 м над уровнем моря) уже с конца IV в. стала местом паломничества. В 650 г. св. Валерий Бергиденский писал, что паломница Эгерия (около 384 г.) поднялась «на гору, возвышающуюся над Иерихоном, которая посвящена Господу». В нескольких пещерах, расположенных одна за другой на середине восточного склона, в ранневизантийское время поселились монахи. Вероятнее всего, как полагают исследователи, здесь находилась лавра Дука, построенная преподобным Харитоном Исповедником, основателем палестинского монашества (около 340 г.). Впоследствии лавра называлась также Елпидиев монастырь по имени преемника преподобного Харитона знаменитого подвижника Елпидия, возглавлявшего группу отшельников на Сорокадневной горе в конце IV в. и упоминаемого в «Лавсаике» Еленопольского епископа Палладия. В 614 г., во время персидского вторжения в Палестину, лавра, как полагают исследователи, была разорена и монахи покинули её. После сочинения Иоанна Мосха «Луг духовный» её не упоминает ни один из источников середины VII – XI вв., за исключением Жития преподобного Стефана Савваита (ум. в 794 г.); этот святой пребывал в «пещерах Дуки» во время Великого поста, при этом подразумевалось, что монастырь был заброшен). Тем не менее, память о связи этого места с евангельской историей сохранялась, что подтверждается текстами паломников начала XII в. (Зевульф, игумен Даниил и др.). После установления в Палестине владычества крестоносцев началось возрождение монастырей Иудейской пустыни и долины Иордана. Православное монашеское движение, стремившееся к восстановлению духа ранневизантийского монашества, оказало влияние и на латинских клириков. Несколько католических отшельников раньше 1116 г. поселились на Сорокадневной горе; правитель Иерихона Эсташ Гарнье и его жена Эмма пожаловали им участок земли и мельницу. Около 1133 – 1134 гг. латинский Иерусалимский патриарх учредил на Сорокадневной горе приорат Кварантена (Четыредесятницы), подчинённый приору храма Святого Гроба. В монастыре начались строительные работы, на финансирование которых патриарх в 1136 г. распорядился употребить десятину с Иерихона. Юрисдикция приората Святого Гроба над монастырём Кварантена впоследствии подтверждалась рядом грамот патриархов, иерусалимского короля и Римских пап, данных в 1138–1182 гг. В XII в. монастырь на Сорокадневной горе посещали паломники, самое подробное описание горы оставил Теодорик (1175 г.). Он сообщал, что монастырь был расположен на середине склона горы, немного выше первых ворот находилась пещерная часовня Пресвятой Богородицы (отождествляемая с существующим в настоящее время парекклисионом пророка Илии).

 



 
PR-CY.ru