ИННОКЕНТИЙ, Монастырский

ИННОКЕНТИЙ, Монастырский (ум. в 1697 г.) – игумен киевского Кирилловского монастыря. Иннокентий родился в Перемышльском крае, происходил из еврейской семьи, которая купила шляхетство у рода Монастырских (герб Сас). Сведения об Иннокентии до конца 1670 гг. скудные. Некоторое время он преподавал философию во Львове и в Люблине. После принятия православия был пострижен в монашество, стал игуменом Преображенского монастыря в Люблине (после 1650 г., когда из монастыря были изгнаны униаты), имел титул «деражицкий архимандрит» (исследователи полагают, что возглавлял архимандритию с центром в местечке Дережичи близ Дрогобыча, где до 1531 г. был основан православный монастырь. Исследователи полагают, что в период игуменства в Люблине Иннокентий имел тесные контакты с Киевским митрополитом Антонием (Винницким), который жил тогда в Перемышле, и с Луцким епископом Гедеоном (Святополк-Четвертинским). 10 декабря 1678 г. Иннокентий привёз киевскому воеводе князю Михаилу Алексеевичу Голицыну письма от этих иерархов к царю Фёдору Алексеевичу и к левобережному гетману Ивану Самойловичу с просьбой противодействовать распространению унии (см. Брестская уния) в Речи Посполитой. В Киеве Иннокентий получил рекомендательные письма князя М.А. Голицына и гетмана Ивана Самойловича и с ними направился к царю. В конце декабря 1678 г. Иннокентий прибыл в Москву, объявил в Посольском приказе о цели приезда и вскоре был принят царём. Во время встречи передал государю письма и рассказал о притеснениях, чинимых православным в Речи Посполитой. Иннокентий привёз в Москву ряд документов, в частности, православное исповедание веры Гедеона (Святополк-Четвертинского) перед архиерейской хиротонией и письмо ему униатского Киевского митрополита Киприана Жоховского от 22 августа 1678 г. с предложением о переходе в унию. Щедро одарив Иннокентия, царь 18 января 1679 г. послал с ним печатную Минею «в добром переплёте безденежно» для епископа Гедеона (Святополк-Четвертинского) и сопроводительную грамоту. Иннокентию было поручено сообщить о желании России защищать права православного населения Речи Посполитой. В январе 1680 г. Иннокентий присутствовал на Соборе в Люблине, созванном по решению польского сената для переговоров между православными и униатами, где выступил с критикой унии. В том же году возглавил Овручскую архимандритию, но польский король Ян III Собеский, обещавший ранее передать её перешедшему в унию архимандриту Сильвестру Творовскому, начал преследовать Иннокентия. В конце 1680 г. Иннокентий был вынужден бежать в Киев. Он забрал с собой документы и часть имущества обители, перед отъездом распорядившись продать монастырский мёд и скот. Король писал киево-печерскому архимандриту Иннокентию (Гизелю), требуя возвратить вывезенное Иннокентием в Киев имущество и серебро, отправленное туда предшественником Иннокентия архимандритом Феофаном (Креховецким).

 



 
PR-CY.ru