ИПОМОНА

ИПОМОНА – мученица (память в Византийской церкви 3, 5, 9, 10 апреля). Место и время мученической кончины исследователям неизвестны. В Синаксарях и других разновидностях византийских календарей указано только имя мученицы. В большинстве рукописей память Ипомоны отмечена 5 апреля, в Синаксаре Константинопольской церкви (архетип конца Х в.) – 9 апреля, в Синаксаре XII–XIII вв. – 10 апреля. Служба Ипомоне, составленная преподобным Феофаном Начертанным, сохранилась в одной из служебных Миней монастыря Ватопед (X в.). В заглавии канона Ипомона названа преподобной. В славяно-русских нестишных Прологах под 10 апреля указана память мученицы Терпены (Российский государственный архив древних актов, начала XIV в., первой трети XIV в. первой половины XIV в.). Архиепископ Сергий (Спасский) предположил, что речь идёт о Кизической мученице Трифене, память которой отмечается 11 апреля. Однако упоминание мученицы Трифены под этой датой исследователи не встречают в тех редакциях византийских Синаксарей, которые послужили источниками Пролога, а есть они только в стишных Синаксарях. Исследователи считают наиболее вероятным, что «Терпена» является славянским переводом имени Ипомона (от греч. – «терпение»). Память Ипомоны не вошла в греческие печатные Минеи и в «Синаксарист» преподобного Никодима Святогорца и отсутствует в современных календарях греческих церквей и РПЦ. Имя Ипомоны приняли в монашестве Елена Кантакузина (ум. в 1397 г.), дочь византийского императора Иоанна VI Кантакузина и жена Иоанна V Палеолога, её невестка Елена Драгаш (ум. в 1450 г.), супруга Мануила II Палеолога, и её внучка Елена (ум. в 1473 г.), дочь Фомы Палеолога, жена сербского деспота Лазаря Бранковича. В древних и современных богослужебных книгах Ипомона не упоминается, однако по рукописям исследователям известен канон Ипомоне, составленный преподобным Феофаном Начертанным, с акростихом «Твоим подвигам, Ипомона, подивлюсь» плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «Уясни мой язык»).

 
PR-CY.ru