ИВ, Ив Элори

ИВ, Ив Элори (1253(?) – 1303 гг.) – пресвитер, официал (судья по каноническому праву) епископства Трегье в Бретани (современный департамент Кот-д'Армор, Франция), святой католической церкви (память 19 мая). Единственным прижизненным документом, в котором содержатся сведения об Иве, является его так называемое завещание 1297 г. – акт об основании капеллы Богоматери и св. Тугдуала в селении Минии близ города Трегье. Информация о святом была собрана при подготовке к канонизации в 1331 г. Материалы канонизационного процесса включают протоколы допросов свидетелей, а также составленное папскими комиссарами на основе свидетельств описание добродетелей и аскетических подвигов Ивы. В XIV–XVI вв. агиографическая традиция Ивы, в основном, была представлена краткими Житиями в форме богослужебных чтений на день памяти святого, которые сохранились в составе бревиариев и легендариев XV–XVI вв. в бретонских епископствах. Чтения рифмованной службы Ивы, составленной, как полагают исследователи, герцогом Бретани Карлом де Блуа (1341–1364 гг.), близко повторяют изложение «Summarium vitae». Краткое жизнеописание Ивы вошло в состав французских дополнений к «Золотой легенде» Иакова из Варацце, собранных в XIV в. Ж. дю Винье. Пространные Жития появились относительно поздно: в 1623 г. было издано французское Житие Ивы, переведённое с бретонского языка П. де ла Эйе. В другом Житии, составленном францисканцем Морисом Жоффруа (латинизированное имя, приведённое у болландистов, – Маврикий Гальфрид), повествование расширено за счёт сведений из протоколов допроса свидетелей. Однако в целом агиографы редко обращались к этому первоисточнику. Поздние жизнеописания Ивы, включённые в сборники житий бретонских святых А. Ле Грана и Г. А. Лобино, отличаются вниманием к биографическим деталям, недостаток которых они пытались восполнить домыслами и предположениями. В критическом изучении деятельности Ивы основополагающую роль сыграли бретонские историки З. Ропарц и Артуром де Ла Бордери, процедуру канонизационного процесса Ивы изучал И. Рико. Основные даты жизни Ива восстановлены по материалам канонизационного процесса. Ив происходил из небогатого дворянского семейства, был старшим из пятерых детей. Жан де Керхоз, каноник из Плёбьяна, обучил его чтению и основам латинской грамматики. В возрасте 14 лет Ив отправился в Парижский университет, где изучал богословие и каноническое право, через десять лет перешёл в Орлеанский университет, там он слушал лекции известных юристов Пьера де Ла Шапеля и Гильома де Бле. Примерно к этому времени относится составленное бретонским студентом, обучавшимся в Орлеанском университете, Второе Житие св. Маудета – древнего святого, почитавшегося на западе Бретани (по мнению некоторых исследователей, автором Жития был Ив). Через два года Ив вернулся в Бретань, где ренский архидиакон Маврикий назначил его своим официалом (1280 г.). По словам Гильомара Мореля, монаха из аббатства Генган, Ив часто слушал проповеди в монастыре францисканцев-кордельеров. Тогда же у него возникло стремление к суровой аскезе. По утверждению ряда поздних авторов, Ив вступил в Третий орден св. Франциска (см. Терциарии), но достоверных сведений об этом у исследователей нет. В 1284 г. Ив при невыясненных обстоятельствах покинул город Рен. Согласно поздней агиографической легенде, из города его изгнал алчный и жестокий архидиакон, не пожелавший терпеть бескорыстие Ива. Однако это предание не подтверждается свидетельскими показаниями и другими ранними источниками. Ален де Брюк, епископ Трегье, пригласил Ива на должность официала епископства и предоставил ему в качестве бенефиция приход Тредре (ныне Тредре-Локемо).

 



 
PR-CY.ru