«ИМЕНА ПОПЕВКАМ»

«ИМЕНА ПОПЕВКАМ» – одно из названий самого простого типа музыкально-теоретического руководства, посвящённого попевкам, – «Кокизника-перечисления» (по типологии Зивар Махмудовны Гусейновой), построенного по образцу азбуки-перечисления и включающего начертания и названия попевок. Часто сопровождается уточнением «на 8 гласов», в некоторых случаях выписывается без названия. Исследованию Кокизников «Имена попевкам» посвящены работы Максима Викторовича Бражникова, Альбины Никандровны Кручининой и др. Руководство «Имена попевкам» сформировалось как закономерное продолжение азбуки-перечисления и в теоретических кодексах обычно помещалось после неё. Наиболее ранний список Кокизника «Имена попевкам» зафиксирован в «Ключе знаменном» инока Христофора (Российская национальная библиотека, 1604 г.). В дальнейшем репертуар попевок и последовательность их изложения в различных списках варьировались, но основные черты руководства инока Христофора в целом сохранялись. В «Имена попевкам» впервые в древнерусской теории музыки представлен основной перечень попевок, сложившийся к началу XVII в. Он включает больше 70 попевок в шести гласах (попевки третьего и седьмого гласов, как правило, не выписываются), где начертания подтекстованы названиями попевок. Попевки (как всегда в Кокизниках) представлены не отдельно, а в рамках певческих строк, где каждая попевка выступает в большинстве случаев как заключительный раздел строки. Некоторые попевки предполагали использование в двух гласах, на что указывают соответствующие ремарки в Кокизнике «Имена попевкам». В некоторых случаях в «Имена попевкам» может быть выписано название попевки без его начертания. Происхождение названий попевок в ряде случаев связано с характеристикой распевов (рымза (в переводе «плакса»), качалкы), с указанием на тип распева (дербица (от слова «дробить»), колесце), на начертание (ключ, кудри) или с византийской традицией (кукиза, хелеимеоса). Некоторые попевки представлены несколькими разновидностями, что также отражено в названиях «скочок меншой», «скочок средний», «скочок болшой», «кулизма нижняя», «кулизма скамейная» и др. В дальнейшем название «Имена попевкам» употреблялось также по отношению к теоретическим руководствам типа «Кокизник со строками», где наряду с начертаниями и названиями попевок приводились фрагменты песнопений, преимущественно ирмосов, иллюстрирующих данные попевки («Имена попевкам на восемь гласов» – Российская государственная библиотека, вторая четверть XVII в.).

 
PR-CY.ru