ИАКОВ БАР ШАККО

ИАКОВ БАР ШАККО, Севир бар Шакко (ум. в 1241 г.) – философ, богослов и писатель Сирийской яковитской церкви. Родился в Барталле (близ Мосула, Северный Ирак), стал монахом в монастыре Мар-Маттай, где изучал богословские дисциплины; грамматику и логику под руководством несторианского учёного Иоанна бар Зоби, а также логику и философию у мусульманского учёного Камаль ад-Дина ибн Юнуса в Мосуле. Впоследствии был рукоположён во епископа (как полагают исследователи, с именем Севир) в монастыре Мар-Маттай, при этом выполнял только обязанности настоятеля монастыря. Погребён в том же монастыре. Иаков бар Шакко – представитель так называемого сирийского ренессанса XII–XIII вв., одной из характерных черт которого исследователи называют активное использование арабо-мусульманских источников. Из произведений Иакова бар Шакко помимо двух писем сохранились два компендиума (иногда характеризуемые как суммы). Оба сочинения представлены большим количеством списков в европейских и ближневосточных библиотеках, но изданы лишь частично. Первый компендиум «Книга сокровищ» (1231 г.) состоит из четырёх частей, имеющих богословское содержание: о Троице, о Боговоплощении, о Божественном Провидении и о сотворенном мире (в последнюю часть входят также описание и анализ явлений природы, приводятся многочисленные сведения по географии). В трактате обсуждаются вопросы, связанные с ересями, церковными таинствами, ангелами, душой, раем, воскресением и вечными муками; уделяется внимание апологетике христианства. Одним из основных источников «Книги сокровищ» исследователи называют сочинения епископа Моисея бар Кефы (IX в.). Полное критическое издание этого сочинения с переводом и анализом источников в настоящее время готовит Михаил Юрьевич Толстолуженко (Институт восточно-христианских исследований Неймегенского университета Радбауда, Нидерланды). Второй компендиум «Книга диалогов» исследователи считают лучшим произведением Иакова бар Шакко. Он состоит из шести трактатов, написанных в форме вопросов и ответов и посвящённых грамматике, риторике, поэтике, сирийскому языку, логике и философии (в последнем трактате автор касается также проблем, связанных с музыкой, геометрией, астрономией и др.). Поставив перед собой цель создать новый тип сирийской научной литературы с опорой как на сирийские, так и на ставшие к тому времени нормативными арабо-мусульманские источники, Иаков бар Шакко предвосхитил подход епископа Григория бар Эвройо, сочинения которого стали более известными, чем наследие Иакова бар Шакко. Весь круг источников, использованных Иаковом бар Шакко, пока не выявлен, но на основании изученных частей исследователи могут проследить его зависимость от таких сирийских авторов, как Иаков Эдесский (VII – начало VIII вв.), Антоний из Тагрита (IX в.), Иов Эдесский (VIII–IX вв.), а также параллели с мусульманскими авторами Фахр ад-Дином ар-Рази (XII – начало XIII вв.), Закарией ибн Мухаммадом аль-Казвини (XIII в.). Помимо этого Иаков бар Шакко в значительной степени опирался на переводы античных философских и естественнонаучных сочинений (в частности, на сочинение «О мире» Псевдо-Аристотеля).

 
PR-CY.ru