ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МОНАСТЫРЬ, Продрома монастырь - Страница 10

Первоначальные росписи поновлялись не меньше двух раз: в ранний поствизантийский период и в 1852 г. Сообщающиеся парекклисионы преподобного Иоанна-ктитора и Спиридона Тримифунтского с общей крышей были пристроены с северной стороны кафоликона на месте ранее существовавшей галереи и расписаны в 1761 г. В парекклисионе преподобного Иоанна-ктитора сохранилось только два изображения – преподобных Павла Препростого и Сампсона; программа росписей парекклисиона святителя Спиридона традиционная, из редко встречающихся сюжетов исследователи отмечают семь чудес этого святого (низведение дождя, наказание жадного хлеботорговца, превращение змеи в золото, освобождение из темницы друга святителя, раскаяние блудницы, чудо с кирпичом на первом Вселенском соборе, вопрошание умершей дочери о спрятанных украшениях). Эти фрески созданы той же артелью, что и росписи нартекса церкви великомученика Георгия в Нигрите и церкви пророка Илии в Верьи близ Димитрици, а также иконы Христа Вседержителя, Божьей Матери «Одигитрии» и Рождества св. Иоанна Предтечи (1776 г.) из иконостаса парекклисиона Продромуди, переданные в Церковный музей города Серес. А. Страти также обратила внимание на сходство фресок этих парекклисионов с росписями кафоликона монастыря преподобного Григория на Афоне, выполненными в 1779 г. художниками Гавриилом и Григорием. Макринарикион расписан в 1630 г. на деньги цеха ткачей города Серры. Более ранние фрески (конца XV – начала XVI в.) сохранились на северной стене в верхней зоне: это композиции «Побиение камнями апостола Анании», три Вавилонских отрока в печи огненной, «Мучения Димитрия Солунского и мученика Нестора», фрагменты сцены, изображающей великомученика Димитрия, поражающего болгарского царя Калояна, или борьбу мученика Нестора с Лием, «Торжество Православия», изображения семи отроков Эфесских, пророков Соломона, Давида и Исаии, фрагменты «Тайной вечери» и двух сцен, которые исследователи не могут идентифицировать. А. Страти сравнивает эти фрески с росписями трапезной монастыря преподобного Ксенофонта на Афоне (1496/1497 г.), веррийских церквей Пресвятой Богородицы «Горгоэпикоос» (последняя четверть XV в.), Пресвятой Богородицы «Палеофоритиссы» (последняя четверть XV в.), Сретения Господня (или Панагуда, последняя четверть XV в.), Николая Чудотворца «тис Гурнас» (начало XVI в.), Пресвятой Богородицы «Кириотиссы» (1490 г.), касторийских храмов Николая Чудотворца, построенного монахиней Евпраксией (1485/1486), Николая Чудотворца, основанного архонтиссой Феологиной (1484/1485 г.), и церкви великомученика Георгия на озере Микри-Преспа (конец XV в.).

 



 
PR-CY.ru