ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МОНАСТЫРЬ, Продрома монастырь - Страница 9

Изображение тронной Богородицы «Перивлепты» с Младенцем с предстоящими Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом в люнете над входом в макринарикион на южной торцевой стене внутреннего экзонартекса А. Страти относит к 1319 г., а Е. Кирьякудис – к 1359 г. К подножию трона припадает заказчик композиции – монах Феодот. Изображение св. Иоанна Предтечи на внутренней стороне северной стены внутреннего экзонартекса в нижнем ярусе колокольни Ксингопулос, Джорждевич и Е. Кирьякудис относили к первой четверти XV в., а А. Страти – ко второй половине XIV в., сопоставляя его с фресками церкви пророка Илии в Фессалонике и кафоликона монастыря Влатадон. Внешний экзонартекс, сооружённый в 1849 г., – портик, разделённый на четыре компартимента пятью поперечными арками (боковые опираются на угловые столбы, три центральные – на колонны); компартименты перед входом и колокольней перекрыты купольными сводами, два других – цилиндрическими (по оси «запад-восток») с распалубками. В 1852 г. украшен фресками на средства жителей села Ано-Вронду художником Стергиосом Георгиадисом из Като-Неврокопиона; в их числе – композиции «Страшный Суд», сцены из Апокалипсиса, ветхозаветные сюжеты из книги «Бытие» (создание Адама и Евы, грехопадение и изгнание из рая, жертвы Каина и Авеля, убиение Авеля), четыре новозаветные притчи, «Смерть праведника», «Смерть грешных», «Живоносный источник» и др. Из изображений святых исследователи особо отмечают образ Димитрия Ростовского. Парекклисион Николая Чудотворца расположен над внутренним экзонартексом. Его наос уподоблён наосу кафоликона: он осенён обширным куполом, опирающимся на арки, перекинутые между поставленными в углах опорами. Небольшое прямоугольное алтарное пространство снабжено неглубокой апсидой, гранёной снаружи и полуциркульной внутри. С севера и юга к наосу пристроены помещения, снаружи перекрытые продолжением двускатных кровель рукавов подкупольного креста. Первоначальные росписи, от которых сохранились фрагменты (изображения Николая Чудотворца, «Христа во гробе», первомученика Стефана, Божьей Матери «Елеусы», «Рождества Христова» и др.), Джорджевич и Кирьякудис датируют 1358–1364 гг., а А. Страти – 1360–1370 гг. Они сходны с фресками внутреннего экзонартекса, парекклисиона св. Иоанна Предтечи в монастыре Иоанна Предтечи и с двумя изображениями в нартексе («Крещением Господним» и ктиторским портретом). Джорджевич и Кирьякудис предположили, что все они были выполнены фессалоникскими мастерами, работавшими в парекклисионе св. Архангелов в монастыре Хиландар и в парекклисионе святых Космы и Дамиана (1371 г.) в монастыре Ватопед на Афоне.

 



 
PR-CY.ru