ИЕРОФЕЙ - Страница 4

Единоличное изображение Иерофея отмечается, как правило, в минейных циклах: на миниатюрах в минологии императора Василия II (976–1025 гг.), в минологии Служебного Евангелия (третья четверть XI в.), в греко-грузинской рукописи XV в. (так называемой Афонской книге образцов – Российская национальная библиотека); в настенной росписи церквей великомученика Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1312–1318 гг.), – оплечно и Святой Троицы монастыря Козия, Румыния (около 1386 г.), – в рост; на минейных иконах, например, на иконе «Минея годовая» первая половина XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) и на иконе-таблетке на октябрь XIX в. (частное собрание), и др. Сцена мучения Иерофея представлена на иконе из состава лицевого минология на шести иконах (конец XI – начало XII вв., монастырь великомученицы Екатерины на Синае). Изображение Иерофея включается в сцену «Успение Пресвятой Богородицы» согласно свидетельству, приписываемому очевидцу события священномученику Дионисию Ареопагиту, который также упоминает о присутствии у одра Богоматери и Иерофея. Описание иконографии «Успения Пресвятой Богородицы» вошло в «Ерминию» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.): «Вокруг (одра Богородицы)… апостолы, святые иерархи – Дионисий Ареопагит, Иерофей и Тимофей, держащие евангелия, и жёны плачущие». На новгородской иконе из церкви Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного монастыря (конец XII – начало XIII в., Третьяковская галерея), относящейся к развитому, так называемому облачному изводу «Успения Пресвятой Богородицы», Иерофей изображён у одра Богоматери справа, воскуряющим благовония – с кадильницей (кацеей) в правой руке, рядом с ним священномученик Дионисий Ареопагит. На Иерофее тёмная, коричного оттенка фелонь, на фоне которой контрастно выделяется белый омофор. Святой представлен темноволосым средовеком с клиновидной бородой средней длины. Изображение на этой иконе Иерофея как средовека противоречит указаниям греческих и русских иконописных подлинников, единообразно предписывающих изображать святого старцем. Так, в «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота в разделе «Святые иерархи» о внешнем виде Иерофея сказано: «Старец с длинною бородою». Русские иконописные подлинники XVIII в. – 1840 гг. под 4 октября подчёркивают уподобление Иерофея внешности священномученика Власия Севастийского: «… Аки Власий, у брады на концы космачки, риза крестовая, испод дичь»; «…подобием сед аки Власий…». В пособии для иконописцев Виктора Доримедонтовича Фартусова (1910 г.) отмечен ставший традиционным для иконографии святого тип бороды, «разделённой на концах на пряди», в остальном описание более произвольно: «...Типа греческаго, со среднею, с проседью круглой бородой». На большинстве других изображений Иерофея в сцене «Успение Пресвятой Богородицы» (где его образ узнаваем) – старец с сужающейся книзу бородой средней длины, как правило, с Евангелием в руках. Одна из ранних сцен «Успения Пресвятой Богородицы» в монументальной живописи, где среди святителей, очевидно, изображён Иерофей, представлена в церкви Святой Софии в Охриде, Македония (середина XI в.).



 
PR-CY.ru