ИЕРОФЕЙ - Страница 3

Впервые это предание зафиксировано в Хронике Псевдо-Декстра, где деятельность Иерофея в Испании отнесена к 71 г. н.э. (исследователи учитывают, что данная хроника – подделка анонимного испанского иезуита XVI в.). Под именем Иерофея исследователям известен сирийский апокриф «Книга св. Иерофея», принадлежащий, по мнению исследователей, перу сирийского автора VI в. Стефану бар Судаили. Память Иерофея отмечается в Типиконе Великой церкви IX–XI вв. 4 октября без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. Иерофей не упоминается, однако в рукописных славянских Минеях студийской традиции (например, Исторического музея, XII в.) 4 октября содержится служба Иерофею, состоящая из канона, цикла стихир-подобнов и седальна. Согласно Евергетидскому Типикону второй половины XI в., последование Иерофею соединяется со службой Октоиха; на утрене поётся «Аллилуия», указаны канон Иерофею плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, цикл стихир-подобнов, седален. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г., Иерофею назначается отпустительный тропарь четвёртого гласа; служба совершается так же, как и 3 октября (память Дионисия Ареопагита). В одной из ранних редакций Иерусалимского устава (XII–XIII вв.), в день памяти Иерофея содержатся те же указания, что и в Мессинском Типиконе. В первопечатном греческом Типиконе (Венеция, 1545 г.) 4 октября даны краткие указания относительно соединения последования Иерофею со службой Октоиха; упоминается кондак Иерофею. Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., в день памяти Иерофея может совершаться служба либо с пением на утрене «Аллилуия», либо с пением «Бог Господь» и тропарём; помещён кондак Иерофею четвёртого гласа. В исправленном издании московского Типикона 1682 г. был добавлен иной кондак Иерофею – восьмого гласа; служба совершается с пением на утрене «Бог Господь» и тропарём. Последование Иерофею, содержащееся в современных богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь четвёртого гласа (только в славянских); кондаки: плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа и четвёртого гласа (только в славянских); канон авторства Феофана плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа с акростихом «Светоносную твою, всеблаженне, память почитаю»; ирмос цикл стихир-подобнов; самогласен Иерофею (только в славянских); седален; светилен. Иерофей изображается седовласым старцем, с большими залысинами на лбу, с широкой средней длины бородой. Святитель облачён в фелонь (иногда крещатую), омофор, в руках Евангелие. Одно из ранних единоличных изображений Иерофея в храмовой декорации представлено на мозаике в диаконнике кафоликона монастыря Осиос Лукас, Греция (1030–1040 гг.).

 



 
PR-CY.ru