ИЕРОФЕЙ - Страница 2

Эти сведения нашли отражение и в византийских синаксарях, в которых память Иерофея помещается 4 октября, на следующий день после памяти Дионисия Ареопагита. Иерофей, подобно священномученику Дионисию, выступает как член Ареопага, обращённый в христианство проповедью апостола Павла и ставший первым Афинским епископом. Это противоречит явному указанию Дионисия Коринфского в пересказе Евсевия Кесарийского, который называет первым епископом Дионисия Ареопагита. В синаксарях Иерофею приписывается авторство многих книг, в том числе сочинения «О Великом Таинстве» (по мнению исследователей, Боговоплощения). Автор «Ареопагитик» упоминает об Иерофее как о сочинителе церковных песнопений, которые также не сохранились. Синаксарную традицию переняли и славянские Прологи, на их базе Димитрий Ростовский составил заметку в Минеях Четьих. Однако исследователям непонятно, на каких основаниях святитель Димитрий называет Иерофея священномучеником: в византийских и славянских синаксарях нет никаких упоминаний о мученичестве Иерофея. В XII в., опираясь на синаксарное сказание, Евфимий Зигабен составил Похвальное слово в честь Иерофея. Имя Иерофея не попало в ранние византийские апостольские списки (Псевдо-Дорофея Тирского и пр.), а также в ранний западный список Адона Вьеннского (середина IX в.). Таким образом, почитание Иерофея фиксируется только византийской синаксарной традицией с X в. В западнях календарях память Иерофея под 4 октября появляется с XIV в. в дополнениях к Мартирологу Узуарда, откуда она перешла в Римский Мартиролог кардинала Цезаря Барония. Учитывая скудость и противоречивость сведений об Иерофее, почерпнутых из довольно поздних источников (корпуса «Ареопагитик» и апокрифов об Успении Пресвяирй Богородицы), болландист Корнелий де Бюэй ещё в XVIII в. поставил под сомнение историческое существование Иерофея. Этого же мнения придерживаются некоторые современные исследователи. Несомненным для исследователей остаётся факт почитания мощей Иерофея на Востоке и на Западе. В Греции глава Иерофея хранится в монастыре его имени близ Мегары, а частицы мощей – в церкви св. Параскевы в Галаксиди (ном Фокида), в церкви великомученика Димитрия в Куварасе (ном Аттика), в монастыре Таксиархов (близ Нафплио), в монастыре Кехровуниу (остров Тинос), в церкви великомученика Димитрия на острове Идра. Монастырь Сандоваль близ Леона в Испании претендовал на обладание главой Иерофея. В XVI в. здесь была выставлена для поклонения глава святого с прикреплённой табличкой с греческой надписью: «ΚΕΘΑΛΗ ΙΕΡΟΘΕΟΥ», затем её торжественно пронесли по окрестностям монастыря. Однако к этому времени уже никто не мог ответить, каким образом, когда и откуда эта реликвия попала в Сандоваль. В Испании существовало предание, согласно которому Иерофей, передав управление Афинской церковью Дионисию Ареопагиту, отправился на проповедь христианства в Испанию и основал христианскую общину в городе Сеговия, став её первым предстоятелем.

 



 
PR-CY.ru