ИЕРОФЕЙ

ИЕРОФЕЙ – священномученик (память 4 октября). По преданию, ученик апостола Павла и первый епископ Афинский (I в. н.э.). Сведения об Иерофее содержатся, главным образом, в корпусе «Ареопагитик». В трактате «О Божественных именах» автор несколько раз упоминает, что Иерофей был его наставником в богословии, с которым они вместе присутствовали при Успении и погребении Пресвятой Богородицы. Упоминание о присутствии Дионисия Ареопагита при погребении Богоматери сохранилось и в других, более ранних, источниках; таким образом, автор «Ареопагитик» опирался на уже утвердившуюся церковную традицию. Византийский церковный историк Никифор Каллист (рубеж XIII и XIV вв.) в уста Иерусалимского патриарха Иувеналия (422–458 гг.), вкладывает рассказ об Успении Пресвятой Богородицы и взятии Её тела на небо, обращённый к св. императрице Пульхерии в ответ на её просьбу получить что-либо из мощей Богоматери. Иувеналий ссылается на авторитет Дионисия Ареопагита, который якобы лично присутствовал при погребении Богородицы; при этом цитируется вышеуказанное место из сочинения «О Божественных именах». Однако в 450 г. Иерусалимский патриарх не мог цитировать этот источник, поскольку «Ареопагитики» появились не раньше 480 г. Никифор Каллист в данном случае почти дословно пересказывает, не ссылаясь на автора, вторую проповедь Иоанна Дамаскина на Успение Пресвятой Богородицы, где Иувеналий также приводит цитату из трактата «О Божественных именах». Источником этих сведений служит так называемая «Евфимиевская история», по мнению исследователей, представлявшая собой описание Халкидонского собора (451 г.) и предшествующих ему событий и получившая название по месту, где проходило заседание Собора, – церкви великомученицы Евфимии. Предположительное время составления этого источника – вторая половина – конец VI в. или немного позже. Сочинение полемического характера было направлено против монофизитов. Составитель «Евфимиевской истории», вероятнее всего, впервые привёл цитату из «Агеопагитик» от лица Иувеналия. Допустимо также предполагать, что рассказ Иувеналия из «Евфимиевской истории» является позднейшей интерполяцией в проповедь Иоанна Дамаскина редактором или переписчиком. В одной из синайских рукописей (VIII–IX вв.) ответ Иувеналия Пульхерии, извлечённый из «Евфимиевской истории», фигурирует как самостоятельное произведение. Исследователи полагают, что если не считать цитату из «Ареопагитик», речь Иувеналия пересказывает известный с V в. апокриф об Успении Пресвятой Богородицы, авторство которого приписывалось апостолу Иоанну Богослову, переведённый на латинский язык и к конце V в. внесённый в «Decretum Gelasianum» как отвергаемая церковью апокрифическая книга. Образ Иерофея вместе с Дионисием Ареопагитом с VI в. становится обязательным атрибутом византийской, а впоследствии и древнерусской иконографии Успения, где святые обычно представлены стоящими за погребальным ложем Богоматери, сбоку от приемлющего Её тело Христа.

 



 
PR-CY.ru