ИСТИННОРЕЧИЕ - Страница 4

Будучи книжным по происхождению явлением, «раздельноречие» находило поддержку в фольклорной традиции, где при пении появляются вставные гласные; соответственно произношение при пении может отличаться от произношения в обычной речи. «Раздельноречное» (или «хомовое», «наонное») пение было повсеместно принято до середины XVII в., когда специальные комиссии осуществили правку певческих книг и ввели так называемое наречное пение, при котором произношение певческих текстов не отличается от произношения текстов для чтения (стали петь «на речь», т.е. так, как читали); протоиерей Д.В. Разумовский назвал подобное пение «новым истинноречием». Первая комиссия по исправлению певческих книг была создана в 1652 г., но её работа была прервана в 1654 г. из-за чумы в Москве и начавшейся тогда же войны с Польшей. После того как война окончилась (1667 г.), была образована вторая певческая комиссия, деятельность которой исследователи относят к 1669–1670 гг. О деятельности первой комиссии исследователям, по существу, ничего не известно, но, скорее всего, по мнению исследователей, вторая комиссия продолжила работу в направлении, заданном первой. В результате написания в певческих книгах были приведены в соответствие с написаниями в обычных церковных книгах, предназначенных для чтения; в 1670 гг. на Печатном дворе появляются такие должности, как «наречного (или: праворечного) пения справщик», «наречного пения мастер», «писец наречного пения» и т.п. Эта реформа совпала по времени с расколом Русской церкви, поэтому часть старообрядцев, а именно старообрядцы-поповцы (приемлющие священство), приняла «наречное» пение, тогда как другая часть, старообрядцы-беспоповцы, продолжала петь по-старому; позднее (с конца XVIII в.) и некоторые беспоповцы переходят на «наречное» пение (полемика по этому поводу продолжается у беспоповцев и по сей день). Возможность неодинакового отношения к «наречному» и «хомовому» пению в старообрядчестве была заложена самой последовательностью событий, связанных с расколом Русской церкви. С одной стороны, протесты против «хомонии» и, по мнению исследователей, правка певческих книг «на речь» начались ещё до раскола, с другой – работа второй комиссии проходила уже после раскола, в частности, после Большого Московского Собора 1666–1667 гг., одобрившего никоновские реформы и вместе с тем определившего «гласовное пение петь на речь»: если первое обстоятельство могло легитимировать «наречное» пение в глазах старообрядцев, то второе его дискредитировало. Одним из первых протестов против «хомонии» было «Сказание о различных ересях и хулениях на Господа Бога и на Пречистую Богородицу, содержимых от неведения в знаменных книгах» (1651 г.) монаха Евфросина. Сторонниками «наречного» пения были такие признанные в старообрядчестве авторитеты, как протопоп Аввакум Петров, Иоанн (Григорий) Неронов, Андрей Денисов (см. Денисовы), хотя в Выгорецкой обители при нём принято было «раздельноречное» пение; вместе с тем ревностными приверженцами «раздельноречного» пения были соловецкие старцы. Полемика вокруг «раздельноречного» (или «хомового») пения, начавшаяся в середине XVII в. (и продолжающаяся у старообрядцев по сей день), связана со сменой эстетических представлений.

 



 
PR-CY.ru