ИСТИННОРЕЧИЕ - Страница 3

Это оказалось возможным потому, что в певческих книгах была изменена система записи: когда изменилась система книжного произношения «и» буквы «ъ» и «ь» перестали учить читать как [«o»] и [«e»], певческие книги были переписаны, и там, где звучали [«o»] и [«e»], стали последовательно писаться буквы «о». Такая практика появилась в XIV в., т.е. именно тогда, когда была осуществлена реформа книжного произношения. Таким образом, произношение, которое раньше скрывалось за буквами «ъ» и «ь», начало эксплицитно передаваться буквами «о» и «е». Тем самым тексты для пения стали отличаться как в написании, так и в звучании соответствующих форм от текстов для чтения. Это явление и получило название «раздельноречие», или «хомония»: при «раздельноречном», или «хомовом», пении одни и те же слова по-разному произносятся при чтении и пении. «Хомовым» данное пение называется потому, что окончание аориста первого лица множественного числе «-хомъ» часто встречающееся в церковных песнопениях, звучит в этих условиях как «-хомо». Понятие «хомовое пение» и производное от него слово «хомония» появились, по мнению исследователей, в среде противников такого рода пения и имеют несколько уничижительный оттенок (выражение «словеса божественная, на хомони певаемыя» встречается в «Мусикии» Иоанникия Коренева, 1671 г.). Это пение называется также «наонным», или пением «на он», поскольку вместо ера произносится буква «он». Произношение [«o»] и [«e»] на месте старых еров зависит от конкретного распева, т.е. в одних случаях поётся «денесе»,  в других – «денесь»  в третьих – «днесь»; наряду с формой «Бого» в певческом тексте исследователи встречают «Богъ» и т.п. Один и тот же текст может воспроизводиться в певческом исполнении с бoльшим или меньшим отражением «раздельноречия», или «хомонии» (как правило, это связано с бoльшей или меньшей торжественностью исполнения): соответствующие варианты представлены в написаниях певческих текстов, т.е. произношение всякий раз определяется написанием. Равным образом в пределах одного песнопения то или иное слово может предстать в разной огласовке – «раздельноречной» («хомовой») или обычной. Таким образом, в певческих текстах в какой-то степени отражается утрата редуцированных в живом русском языке, однако это происходит спорадически, непоследовательно, что исследователи считают вполне естественным, поскольку певческие тексты были переписаны тогда, когда редуцированные в живом русском языке давно уже пали, и этот фонетический процесс начал находить отражение в церковнославянском текстах. Исследователи считают существенным, во всяком случае, что любое слово может предстать в пении в «раздельноречной» («хомовой») огласовке – с или на месте этимологических [«ъ»] или [«ь»]. Последовательное проявление принципа «раздельноречия», или «хомонии», состоит не в том, что любой [«ъ»] или [«ь»] отражается в «раздельноречном» («хомовом») пении в виде или «е», а именно в том, что любое слово может принять соответствующую огласовку (с или на месте [«ъ»] или [«ь»]). Таким образом, отражение этимологических [«ъ»] или [«ь»] в виде или предстаёт в данном случае как потенциальная возможность, которая может проявляться или же не проявляться в конкретном певческом тексте.

 



 
PR-CY.ru