ИСАИЯ Сийский

ИСАИЯ Сийский (XVI в.) – преподобный (память во вторую Неделю по Пятидесятнице – в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых и в Соборе Сийских святых), ученик преподобного Антония Сийского. Упоминание об Исаии содержится практически во всех редакциях Жития преподобного Антония Сийского: в первоначальной, созданной в 1578 г. Ионой, иноком Антониева Сийского во имя Святой троицы монастыря (Библиотека Академии Наук, 1580 гг.), в редакции 1579 г., составленной царевичем Иоанном Иоанновичем (Российская национальная библиотека, конец 1570 гг.), в краткой редакции (Российская государственная библиотека, 1650–1660 гг.), без обозначения имени – в проложной редакции, в редакции 1660 гг., составленной сийским игуменом Феодосием (Библиотека Академии Наук, 1660–1670 гг.), в исторической, возникшей в первой трети XVIII в. при участии архимандрита Сийского монастыря Никодима (Библиотека Академии, середина XIX в.). Исаия был одним из четырёх иноков, присоединившихся к Антонию Сийскому и его ученикам Александру (Бердову; с 1576 г. – архиепископ Новгородский, с 1589 г. – митрополит) и Иоакиму в устроенной ими обители во имя Николая Мирликийского на реке Емце, возле Тёмного порога («И церковь постави ту во имя иже во святых отца нашего Николы Чюдотворца, и келии учини, и монастырь устрои… и четыре браты присовокупи ту к прежереченным двема братома си, сам же преподобный седмый обретается в братстве своем» – Библиотека Академии Наук). Однако через семь лет им пришлось оставить монастырь из-за недовольства жителей села Скроботова. По молитвам Антония Сийского Господь указал инокам новое уединённое место – на полуострове Михайловского озера в Двинском крае, где в 1520 г. и был создан Сийский монастырь. По поручению преподобного Антония Александр и Исаия отправились в Москву к великому князю Василию III Ивановичу для получения грамоты об учреждении обители и о даровании земель. Ходатайство монастырских старцев было удовлетворено в 1525 г., поскольку в грамоте 1543 г. царю Ивану IV Васильевичу преподобный Антоний замечает, что «монастырь тот он поставил в пустыне тому осмнадцать лет». В кормовой книге Сийского монастыря записано празднование в четвёртую субботу Великого поста и 30 октября панихидной памяти Исаии в числе шести «началных» старцев вместе с памятью преподобного Пахомия Кенского и родителей преподобного Антония: «Того же (октября) в 30 день. Поминать преподобнаго отца нашего игумена Антония чюдотворца и началных старцов, кои с ним пришли на святое место сие. А чюдотворца поминать за то, что все его. В вечере понахида болшая пети собором, а поминать его после сего числа, а не преже, в ризах и стихарех постных болших. Кутию ставят пшено сорочинъское с ягодами, в чаше квас медвеной, а на столе ставят две свечи. На первой ектении поминает единаго чюдотворца. А на прочих и на «Блажени непорочьни» на припелах поминать чюдотворца, а по непорочным поминать чюдотворца же, и старца его, и началных старцов, и родителей его... Обедню служат собором в его храме, на просфоромисании поминают всех с чюдотворцем, а на обедни на ектении заупокойной поминают чюдотворца и прочих. А в соборе служат обедню поп соборной, а святому настоящему поют в той же теплой церкве... На братию утешение велие, квас ячной» (Российская национальная библиотека). Исаия был канонизирован в Соборе Новгородских святых при возобновлении празднования Собору в 1981 г. (Собор известен с 1831 г.; в Минее Исаия назван Илиёй). Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Сийских святых, установленный 15 июля 2008 г. по благословению Архангельского и Холмогорского епископа Тихона (Степанова).

 
PR-CY.ru