ИСААКИЙ, Чернь

ИСААКИЙ, Чернь (ум. после 1088 г.) – пещерник, преподобный, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (память 14 февраля, 28 сентября – в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю вторую Великого поста – в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и святых, в Малой России просиявших). Сведения об Исаакии содержатся в сказании «О первых черноризцах Печерских», которое читается в «Повести временных лет…» под 6582 (1074) г. (начало: «Стефану же предержащю манастырь и блаженое стадо, еже бе совокупил Феодосий») и в «Киево-Печерском патерике». В некоторых списках патерика повествование об Исаакии выделено в самостоятельный рассказ – «Слово о святем Исакии печернице». Летописный вариант рассказа об Исаакии исследователи считают первоначальным: сравнение двух версий показывает, что сказание было извлечено из «Повести временных лет…» и внесено в «Киево-Печерский патерик» без серьёзных изменений. У исследователей есть основания полагать, что краткий рассказ об Исаакии находился в не дошедшем до нас Житии преподобного Антония Киево-Печерского второй половины XI в. В рассказе «Киево-Печерского патерика» «О блаженем Агапите лечци» агиограф Поликарп, обращаясь к киево-печерскому игумену Акиндину, пишет: «Якоже блаженый Нестер в Летописци написа о блаженых отцих: о Демиане, и Еремеи, и Матфеи, и Исакыи, в Житии святаго Антониа вся си вписана суть житиа их, аще и вкратце». Летописный рассказ об Исаакии (начало: «Яко се бысть другыи черноризець именемь Исакии»), по мнению исследователей, представляет собой результат работы нескольких авторов. По мнению Алексея Александровича Шахматова, рассказ состоит из двух разновременных частей. Первая (до слов: «Исакии же всприять въздержанье пакы жестоко») принадлежит автору Киево-Печерского свода 1070 гг. (так называемого Свода Никона); вторая (со слов: «Феодосью же преставльщюся и Стефану в него место бывшю, Исакии же рече») – составителю Начального свода середины 1090 гг. Лудольф Мюллер полагает, что существовало два рассказа об Исаакии. В первом, созданном вскоре после 1087 г., отстаивались идеалы монашеского общежительства, во втором, возникшем вскоре после первого, – подвиг затворничества. На рубеже первого и второго десятилетий XII в. два рассказа были соединены в одно повествование автором, «который был больше историк, чем полемист». Л. Мюллер допускает, что этим автором мог быть составитель «Повести временных лет…», работавший около 1115 г. По мнению исследователей, рассказ об Исаакии, восходящий к древнему Житию Антония Печерского, прошёл два этапа редактирования. В середине 1090 гг. с ним работал автор Начального свода, в начале XII в. – составитель «Повести временных лет…». Мнение о разновременности создания рассказа об Исаакии разделяют не все исследователи. Летописный текст об Исаакии неоднороден в разных летописных сводах: в отличие от Лаврентьевской летописи в Радзивиловской и Ипатьевской летописях читается, что разбитый параличом Исаакий в течение двух лет не принимал ни воды, ни пищи. Эти сведения есть и в патериковом рассказе о святом. Исаакий, носивший в миру имя Чернь, был богатым купцом из Торопца. Задумав стать монахом, он раздал имущество бедным и монастырям и отправился в Киев к преподобному Антонию Киево-Печерскому, от которого принял постриг. Исаакий стал затворником: надев власяницу и поверх неё шкуру козла, он поселился в небольшой пещере («в кельици мале»), заложив вход. Пищей ему служила просфора, которую через маленькое окно ему каждое утро передавал Антоний.

 



 
PR-CY.ru