ИОАНН САМСОНОВИЧ

ИОАНН САМСОНОВИЧ (ум. в 1669 г.) – Сольвычегодский, блаженный, Христа ради юродивый (память 3 июля, в третью Неделю по Пятидесятнице – в Соборе Вологодских святых). Основным источником сведений об Иоанне Самсоновиче является его Житие, написанное современником святого и вошедшее в «Историю города Соли Вычегодской древних и нынешних времён» Алексея Ивановича Соскина (1789 г.). Иоанн Самсонович «родом бе двинянин», в Соль Вычегодскую (ныне Сольвычегодск) пришёл в молодости; имел обычай «бегати» зимой и летом «в единой срачице и не обувен, босыми ногами», никогда не принимал милостыню. Он нередко посещал сольвычегодский Введенский монастырь (основан в 1565 г. братьями Строгановыми), ночевал здесь в «поваренной келии». Юродивый часто бывал в роще, где свивал кольца из тонких берёзовых ветвей «и по три кольца, вместе связываемыя, меташе по земли». Пророчества Иоанн Самсонович излагал «прикровенными речьми». Святой предсказал опустошительный пожар в Соли Вычегодской 25 сентября 1656 г., смерть в 1664 г. внука боярыни М.И. Строгановой (в монашестве Марии) и другие события. Перед кончиной исповедался архимандриту Введенского монастыря Герасиму «не яко юрод, но в целости умней со многими слезами», причастился Святых Христовых Таин; завещал похоронить себя рядом с другими сольвычегодскими блаженными. В «Летописце о граде Сольвычегодске» под 1669 г. сообщается: «7177 года генваря на 28 число ночью преставися Иван Самсонович блаженный, а погребен 29 числа с прочими блаженными Фомою, Родионом и Михаилом». Иоанн Самсонович упоминается в «Описании о российских святых» (сочинение известно исследователям в списках XVIII–XIX вв.). В «Иконописном подлиннике» Георгия Дмитриевича Филимонова под 3 июля отмечена общая память юродивых, погребённых в разные годы в сольвычегодском Введенском монастыре: «Святые праведные Фома, Михаил, Иоанн и Василий, иже Христа ради юродивые, в Введенском монастыре, новые чудотворцы; мощи их погребены в оном монастыре вне церкви». Память святых отмечена также в «Алфавите русских святых» старообрядческого монаха Ионы Керженского (Ярославский музей-заповедник, 1807–1811 гг.). Митрополит Евгений (Болховитинов) внёс имена сольвычегодских юродивых в список Вологодских святых, составленный в 1811 г. Канонизация Иоанна Самсоновича совершилась включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование которому было установлено в 1841 г. Вологодским епископом Иннокентием (Борисовым). Ранних изображений Иоанна Самсоновича исследователи не обнаружили. Сольвычегодские юродивые, в том числе Иоанн Самсонович, упомянуты без описания облика в иконописных подлинниках XVIII в. (принадлежал Г.Д. Филимонову) под 3 июля и 1830 гг. под 1 июня и 3 июля (Институт русской литературы). В современной иконописи образ Иоанна Самсоновича присутствует на иконе «Святые блаженные Христа ради юродивые Сольвычегодские», исполненной Андреем Пономарёвым для собора в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы бывшего Введенского монастыря в Сольвычегодске. В молении Богоматери Одигитрии в небесной полусфере представлены пять юродивых: блаженные Фома, Иродион, Иоанн Самсонович, Михаил и Василий Сольвычегодские. Фигуры поставлены на позёме с условной растительностью, на заднем плане – узнаваемое изображение Введенского собора, близ которого погребены святые. Иоанн Самсонович, первый в правой части композиции, представлен юношей с волнистыми каштановыми волосами, руки сложены в молении, из одежды на нём лишь набедренная повязка.

 
PR-CY.ru