ИРОДИОН, Кочнев - Страница 2

В некоторых списках к Житию примыкает описание явления Иродиону митрополита Макария и преподобного Александра («Сказание о явлении преподобнаго отца нашего Александра, Свирского чюдотворца, и иже с ним во святых отца нашего Макария, митрополита Московского и всеа Росии, како приидоша церковь свящати святаго Николы»). «Сказание...» встречается и как самостоятельное произведение (например, Российская государственная библиотека; помещено после Жития Макария Московского). Творение Иродиона пользовалось большой популярностью, послужило литературным образцом для ряда Житий русских святых и сохранилось во множестве списков, в том числе лицевых. Василий Осипович Ключевский дал положительную оценку «обширному и обильному любопытными подробностями труду» Иродиона. И.А. Яхонтов выявил в произведении свирского игумена многочисленные заимствования из Житий преподобных Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Кирилла Белозерского, написанных иеромонахом Пахомием Логофетом, которому, по мнению И.А. Яхонтова, Иродион подражал. Были выявлены и другие использованные Иродионом источники. Лидия Константиновна Гаврюшина отмечает, что в Житии преподобного Александра содержатся выписки из Жития Саввы Сербского. Н.В. Пак высказала аргументированную точку зрения, согласно которой при написании главы «О приходе к преподобному Александру Андрея Завалишина» Иродион воспользовался Житиями великомученика Евстафия Плакиды и преподобного Онуфрия Великого. Александра Валерьевич Пигин и К.М. Запольская доказали наличие заимствований из других византийских памятников – Жития Пахомия Великого и описания Чуда архангела Михаила в Хонех. Несмотря на многочисленные литературные заимствования, исследователи считают труд Иродиона важным историческим источником, отмечая неравноценность свидетельств Жития для разных периодов биографии преподобного Александра. Феодосий Георгиевич Спасский высказал предположение, что Иродион был также автором службы преподобному Александру, переработанной в 1643 г. в связи с открытием мощей святого. По мнению архимандрита Макария (Веретенникова), второй канон святому несомненно написан Иродионом, что подтверждается наличием в каноне заимствований из служб тем святым, из Житий которых Иродион делал выписки при составлении Жития преподобного Александра.



 
PR-CY.ru