ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА ЦЕРКОВЬ В СМОЛЕНСКЕ

ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА ЦЕРКОВЬ В СМОЛЕНСКЕ – один из трёх сохранившихся памятников смоленского зодчества домонгольского времени. Располагается на левом берегу Днепра, у бывшей Чуриловской переправы (на Варяжской ул.), вне валов древних смоленских укреплений. Церковь апостола Иоанна Богослова в Смоленске упоминается в Ипатьевской летописи под 1180 г. в некрологе Смоленскому князю Роману Ростиславичу, где говорится, что князь «созда церковь камену святаго Иоана и украсив ю всяким строеньем церковным, и иконы златом и хиниптом украшены, память здевая роду своему, паче же и души своеи оставление грехов прося» («Полное собрание русских летописей», том 2). Поблизости, под мостовой Богословской ул. (ныне Большая Краснофлотская), в 1892, 1909 и 1951 гг. при земляных работах были зафиксированы остатки плинфяной стены – ограды загородного двора князя Романа. Таким образом, церковь была княжеским дворцовым храмом и усыпальницей. Посвящение храма связывается с памятью брата Романа – Святослава, в крещении Иоанна, умершего в 1170 г. Записи утраченной клировой ведомости исследователи датировали храм 1173 г. По мнению исследователей, возведение храма следует датировать в пределах 1170 гг. Как показали археологические исследования Марка Хаимовича Алешковского, храм возводился на необжитом месте. Он выстроен из плинфы на известково-цемяночном растворе. На многих плинфах исследователи нашли характерные для смоленской строительной традиции знаки и клейма. В кладке стен использованы блоки и плиты красного песчаника; обнаружены и фрагменты голосников. По мнению исследователей, изначально постройка представляла собой крестово-купольный четырёхстолпный одноглавый трёхапсидный храм размером 20,25х16 м. К восточной части храма с севера и юга симметрично примыкали небольшие придельные бесстолпные одноапсидные храмы. С севера, запада и юга храм опоясывали галереи. Исследования галерей и приделов выявили, что они пристроены к центральному объёму без перевязки кладки. Археологическое изучение пола в боковых апсидах показало, что он перекладывался (с повышением на 15–20 см), и что одновременно с этим в апсидах появились престолы (обнаружены небольшие фрагменты их фундаментов). На этом основании Н.В. Сапожников предположил, что боковые апсиды были приделами, появлению которых должно было сопутствовать повторное освящение храма. Исследователь связывает его с пристройкой галерей и предлагает относить ко времени второго вокняжения Романа Ростиславича в Смоленске в 1177 г. («Полное собрание русских летописей», том 2), т.е. к периоду вскоре после первого освящения в начале 1170 гг. Тем не менее, согласованность всех частей и декора, а также одинаковый размер плинфы не оставляют у исследователей сомнений в том, что весь комплекс был возведён последовательно в пределах короткого промежутка времени и, скорее всего, по единому замыслу. В плане храм почти идентичен смоленской церкви апостолов Петра и Павла на Городянке (середина XII в.).

 



 
PR-CY.ru