ИППОЛИТ - Страница 4

Иаков из Варацце в «Золотой легенде» (вторая половина XIII в.) пересказал агиографическое предание о мученичестве Ипполита, датировав эти события эпохой императора Деция, которого он отождествил с соправителем и преемником Валериана Галлиеном (253–268 гг.). Иаков добавил сказание об исцелении Богоматерью и Ипполита возницы Петра, наказанного немощью за непочтительное отношение к праздничному дню. Более подробный рассказ об этом чуде, которое предположительно произошло в Провансе, включён в легендарий Петра Кало (около 1330 г.). В италийской редакции Мартиролога Иеронима (первая половина V в.) под 13 августа содержится запись о поминовении «в Риме, на Тибуртинской дороге, мученика Ипполита, и на Аппиевой дороге в (катакомбах) Каллиста..., епископа Понтиана» (текст восстановлен А. Кантеном). Под 2 февраля, 6 августа и 2 ноября указана память освящения базилики святых Сикста, Лаврентия и Ипполита в городе Форум Семпрония (ныне Фоссомброне). В Карфагенском календаре VI в. под 13 августа также отмечена память Ипполита. На последующую календарную традицию повлиял Мартиролог Беды (первая половина VIII в.), где под 13 августа к памяти Ипполита добавлена память «Конкордии, его кормилицы... и прочих 19 человек из его дома». Память Ипполита и Конкордии значится в лионских календарях первой половины IX в. и в так называемом Малом Римском Мартирологе. В Мартирологе Адона Вьеннского (вторая половина IX в.) сказание об Ипполите и Конкордии под 13 августа существенно расширено заимствованиями из Мученичества Полихрония, в том числе рассказом об обретении тела Конкордии в клоаке. В Мартирологе Узуарда (вторая половина IX в.) сказание подверглось обратному сокращению по образцу записи Беды и в таком виде было включено в Римский Мартиролог (XVI в.). В современном календаре Римско-католической церкви под 13 августа восстановлено древнее поминовение святых Понтиана и Ипполита, указанное в «Depositio martyrum» и в Мартирологе Иеронима. Проприи мессы на день памяти Ипполита 13 августа содержатся в римских литургических книгах VII–VIII вв., а также в ранних галликанских книгах (например, в «Готском Миссале», около 700 г.). В тридентских богослужебных книгах память Ипполита имела статус обычного поминовения (commemoratio), т.к. в тот же день отмечались октава Преображения (duplex) и октава праздника св. Лаврентия (commemoratio). В мосарабском Кордовском календаре 961 г. под 10 августа указана совместная память Сикста, Лаврентия и Ипполита, что соответствует византийской традиции. Проприи общей мессы трём мученикам сохранились в литургических книгах испано-мосарабского обряда. В Синаксаре Константинопольской церкви сообщается о том, что торжественная служба Лаврентию, Сиксту и Ипполиту совершалась 10 августа в Триконхе близ Капитолия. Указание «в Триконхе», по мнению исследователей, имело отношение к мученику Андрею Стратилату, память которого в некоторых византийских Синаксарях IX–XI вв. отмечена под 10 августа вслед за памятью Лаврентия, Сикста и Ипполита; кроме того, у исследователей нет никаких сведений о существовании церкви в честь Лаврентия близ Капитолия в Константинополе.

 



 
PR-CY.ru