ИППОЛИТ - Страница 3

Это произведение, которое начинается рассказом о казни Полихрония, епископа «Вавилонского», состоит из нескольких повествований о римских мучениках, в основном, пострадавших при императоре Валериане. По мнению исследователей, составитель Мученичества был плохо осведомлён о событиях III в. Например, в этом произведении сообщается о гибели Сикста II и Лаврентия при императоре Деции (в действительности – при императоре Валериане, который представлен здесь как префект Рима), о завоевании Персии Децием по указу императора Гальбы (68–69 гг.) и т.д. Сюжет, заимствованный из Мученичества святых Сикста, Лаврентия и Ипполита, дополнен расширенными диалогами, новыми сценами и персонажами. Сообщается, что Ипполит, названный здесь викарием префекта Валериана, обратился в христианство под влиянием Лаврентия и был крещён им со всем домом (19 человек). После казни Лаврентия Ипполит с пресвитером Иустином похоронили тело мученика в крипте на Тибуртинской дороге. Через три дня Ипполит вернулся домой и раздал домашним освящённые на могиле Лаврентия Святые Дары. Воины императора схватили Ипполита и привели его к Децию, который велел предать мученика пыткам. В это время префект Валериан обыскал дом Ипполита и, узнав о том, что все его родственники и слуги также стали христианами, арестовал их. На допросе Конкордия, кормилица Ипполита, исповедала христианство и умерла от пыток; затем палачи обезглавили других родственников и слуг Ипполита, а сам он был привязан к диким коням и разорван. Пресвитер Иустин похоронил тела мучеников недалеко от крипты Лаврентия, однако не мог обнаружить останки Конкордии. Её тело, брошенное палачами в клоаку, нашёл тайный христианин Ириней, работник городской канализации; останки Конкордии похоронили в крипте Ипполита (см. ст. Ириней и Авундий). Существует также оcобое греческое Мученичество Ипполита, составленное на основе латинского Мученичества Полихрония (опубликовано Фольери по рукописи XIII в.). В заглавии Ипполит назван великомучеником, в Мученичестве также сообщается о Конкордии (Кункордии) и 19 родственниках и слугах Ипполита, пострадавших с ним. Основная часть Мученичества посвящена диалогу между Ипполитом и императором Децием, который тщетно пытался принудить святого принести жертвы богам. После различных пыток Ипполит был выведен из города через Тибуртинские ворота и казнён. Предания об Ипполите, вошедшие в состав агиографических произведений о святых Сиксте и Лаврентии, оказали значительное влияние на латинскую агиографическую традицию и на иконографию святого. На мозаиках базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне (по мнению исследователей, 560 гг.) Сикст, Лаврентий и Ипполит участвуют в процессии мучеников. Изображение Ипполита (вместе со святыми Лаврентием и Стефаном) сохранилось среди мозаичных украшений триумфальной арки базилики св. Лаврентия (Сан-Лоренцо фуори ле Мура) в Риме, построенной при папе Пелагии II (579–590 гг.). Сказания об Ипполите во франкских «исторических» мартирологах IX в. основаны на Мученичестве Полихрония. В поэме «Победы Христа в Италии» (около 940 г.) Флодоард Реймсский представил Ипполита как соратника святых Сикста и диакона Лаврентия и верно датировал их кончину правлением императора Валериана.

 



 
PR-CY.ru