ИППОЛИТ - Страница 2

По мнению исследователей, основными причинами слияния преданий о Лаврентии и об Ипполите являлись близкое расположение мест погребения мучеников и близость дней их памяти (память св. Лаврентия указана в «Depositio martyrum» под 10 августа). Мнение о тождестве пресвитера и воина Ипполита было высказано во второй половине XIX в. Иоганном Дёллингером и поддержано другими исследователями. Однако некоторые учёные рассматривают пресвитера и воина Ипполита как разных лиц. О включении сведений об Ипполите в предание о св. Лаврентии не позднее конца IV в. свидетельствуют несколько иконографических памятников. На рельефе мраморного саркофага конца IV в. в городе Апт (Франция) изображён Христос с Ипполитом и Сикстом II. Позолоченные изображения мучеников Сикста, Лаврентия и Ипполита сохранились на стеклянных дисках, которые в IV–V вв. изготавливались в Риме для нужд паломников. Наиболее ранний сохранившийся литературный памятник лаврентиевского цикла на латинском языке – Мученичество святых Сикста, Лаврентия и Ипполита (Passio Vetus). Оно было составлено, по мнению Дж. Веррандо и Э. Фольери, в первой половине V в. Согласно Мученичеству, в начале гонения императора Деция (249–251 гг.) Римский епископ Сикст передал церковную казну архидиакону Лаврентию. После казни Сикста Деций приказал Лаврентию выдать сокровища. Тот попросил отсрочки в два дня и был передан под стражу Ипполиту, начальнику воинов (dux). Увидев, что Лаврентий намеревается раздать деньги нищим, Ипполит попытался воспрепятствовать этому, однако Лаврентий предложил ему более ценное сокровище – веру во Христа и в подтверждение своих слов исцелил слепых нищих. После этого Ипполит стал христианином. На следующий день он сообщил Децию, что Лаврентий пришёл ко дворцу с толпой нищих и просил впустить его, чтобы отдать церковную казну. Представ перед императором, Лаврентий указал на нищих и назвал их непреходящим сокровищем церкви. Разгневанный император передал мученика префекту Рима Валериану для пыток и казни. Ипполит похоронил останки Лаврентия и на третий день явился во дворец. Он исповедал веру во Христа, за что был немедленно подвергнут пыткам. По приказу императора его вывели за город и казнили, привязав за ноги к диким коням. Христиане похитили останки Ипполита и 13 августа похоронили «в усыпальнице, что рядом с преторианским полем». В греческой агиографической традиции также существуют произведения о мучениках Лаврентии, Сиксте и Ипполите, которые, в основном, остаются неопубликованными. В Императорском Минологии («Царской Минее») 1034–1041 гг., изданном Василием Васильевичем Латышевым, под 10 августа содержится Мученичество этих святых, которое отличается от латинского некоторыми деталями: Ипполит назван трибуном, о префекте Валериане не упоминается. В кратком сказании о мучениках, которое содержится в Синаксаре Константинопольской церкви (конец X в.), сообщается о трибуне Каллинике, который уверовал во Христа после того, как Лаврентий исцелил больных в темнице. Об Ипполите, который не назван ни трибуном, ни воином, рассказывается только, что он похоронил тело Лаврентия и претерпел мученическую кончину. В латинской агиографии предание об Ипполите получило дальнейшее развитие в Мученичестве Полихрония, которое, по мнению Ипполита Делеэ, было составлено в конце V – начале VI вв.

 



 
PR-CY.ru