ИШХАНИ - Страница 7

Капители содержат пальметты, на которые опирается арка с зубчатым орнаментом и горизонтальными отворотами. Поверх проходит ещё одна профилированная арка, её опорой служат кронштейны со сложным орнаментом. В нижней части третьего окна представлен лев, борющийся с драконом, у подножия столбов – водоплавающие птицы. Украшения северного фасада значительно уступают южному, фактически декор присутствует только на выступающей части северного рукава (орнаментированы все три окна). Из восьми капителей колоннады две капители с волютами восходят к ионическому ордеру и явно навеяны позднеантичными или раннехристианскими образцами, остальные шесть по форме мало связаны с античной архитектурой. Богатым рельефным декором украшены капители и базы (1 м от пола) четырёх столбов Ишхани, решённых попарно одинаково: восточные – многогранные, западные – сложной формы, имеют пилястры с четырёх сторон и крупные валики между ними. Базы двухчастные: нижняя часть гладкая, с горизонтальными валиками, верхняя орнаментирована. В пластике капителей встречаются такие элементы, как горизонтальные валики, жгуты, фестончики, орнаменты, еловые шишки и др. Интерьер храма был украшен фресками, по мнению исследователей, относящимися к разным периодам. Наиболее ранний слой живописи (роспись купола), по мнению Э.С. Такаишвили и Ш.Я. Амирашвили, можно датировать первой половиной IX в., временем реставрации храма святителем Саввой. Роспись стен, опираясь на ктиторские надписи, они отнесли ко второй половине X в. (не позднее 966 г.). На пилястре северной стены западного рукава сохранились фрагменты надписи, принадлежавшей, по мнению исследователей, живописцу: «Закончил совсем... кафолическую церковь в моленье за Баграта». Исследователи предположили, что здесь был упомянут сын куропалата Адарнасе III (958–961 гг.) эристав эриставов Баграт (ум. в 966 г.), при котором был возведён и расписан кафоликон Ошки; в храме остались фрагменты фресок XII в. Г. Чубинашвили и Т. Вирсаладзе опровергли эту точку зрения, они писали, что поновление Ишхани в 1032 г. было обширным и коснулось не только фасадов, но и интерьера. Исследователи полагают, что в том же году храм был украшен заново, что доказывает стиль росписи. Упомянутого в надписи Баграта они отождествляют с царём Грузии Багратом IV. Н. Тьерри датировал роспись купола и барабана второй половиной Х в. или началом ХI в., западного рукава – 1030и гг., южного и северного рукавов – ХII в. Исследователи отмечают, что живопись кафоликона Ишхани отличается богатым насыщенным цветом, доминирует интенсивная лазурь. В апсиде был представлен Иисус Христос на троне, фланкированном ангелами; ниже находились изображения апостолов в полный рост, под ними был помещён святительский ряд. По мнению Э.С. Такаишвили и Ш.Я. Амиранашвили, роспись алтаря была схожа по стилю с византийскими мозаиками X в. В медальонах, на своде вимы, были изображены поясные женские фигуры, сохранились обрывки надписей: грузинской (более полная) – в левом и армянской (неразборчиво) – в правом. По мнению Э.С. Такаишвили, в левом медальоне была изображена супруга царя св. Мириана царица св. Нана, в правом – супруга царя Трдата, первая армянская царица-христианка Ашхавнар (Ашхен). Исследователи считают, что эти изображения – доказательство религиозного и культурного общения грузин и армян-халкидонитов. На стенах алтаря были помещены фигуры святых Иосифа Аримафейского, Саввы Освященного, апостола Филиппа, апостола Варфоломея, композиция «Уверение апостола Фомы».

 



 
PR-CY.ru