ИШХАНИ - Страница 4

По мнению Э.С. Такаишвили, который опирался на сведения шестистрочной фресковой надписи середины XII в. (по мнению исследователей, 1155 г.), размещённой в нижнем регистре северного рукава, центральный придел кафоликона Ишхани был посвящён Пресвятой Богородице, южный – Симеону Столпнику, северный – по мнению исследователей, св. Иоанну Предтече. Ишханский кафоликон – один из сложных памятников грузинской архитектуры. В нём исследователи различают несколько слоёв. Э.С. Такаишвили выделяет три: относящиеся к эпохам св. Нерсеса (VII в., апсидная колоннада), святителя Саввы (830 гг.) и архиепископа Антония (I) (первая половина XI в.). Н. Чубинашвили и Пармен Парнаозович Закарая, основываясь на стилистическом анализе памятника, выделяют четвёртый слой: середина – вторая половина X в. Вахтанг Джобадзе высказал предположение, что при святителе Савве перестроенный храм имел форму базилики; основной корпус был построен до Морчаис-дзе. Последние исследования памятника дали основание некоторым учёным (М. Богиш, Д. Туманишвили, Д. Хоштария, Армен Юрьевич Казарян) не причислять апсидную колоннаду кафоликона Ишхани к постройкам св. Нерсеса III. А.Ю. Казарян датирует её 1010–1030 гг., М. Богиш – серединой X в., однако не исключает и начало XI в., Д. Хоштария – 960 гг. Храм св. Нерсеса III исследователи считают в регионе наиболее ранним образцом тетраконха с обходной кольцевой галереей. К церквам аналогичного типа исследователи относят храмы в исторической Грузии (Бана), в исторической Армении (храмы Звартноц, св. Григория Просветителя в Ани (Сурб-Григор, Гагика)) и Кавказской Албании (в селе Лекит). Все эти строения представляли в плане тетраконх значительного размера, окружённый обходом в виде круглого коридора. На вторую половину X – начало XI вв., по мнению Н. Чубинашвили и П. Закараи, указывают устройство западного рукава (глубокий неф, сильно выступающие пилястры), решение подкупольных устоев (свободно стоящие пилоны), аналогичное использованным в Ошки, Баграта храме в Кутаиси, Светицховели и Алавердском соборе, особенности декорирования пилонов (Ошки, Тбети), переход от подкупольного пространства к куполу с помощью паруса с тромпом, выполняющим декоративную роль, применение аркатуры в интерьере барабана (Долискана, Шатберди, Опиза, Кацхи) и др. Кафоликон XI в. – это крестово-купольное сооружение с удлинённым западным рукавом (форма креста ясно читается снаружи), отличающееся крупными размерами (33,45х21,45 м). Стены сложены из тёсаного камня исключительно высокого качества. Конструктивные места (колонны, пилястры, арки, своды и др.) облицованы хорошо тёсанным камнем, остальные – слегка обработанным. Архитектурное решение собора и художественное оформление фасадов имеют черты памятников южно-грузинских провинций Тао и Кларджети. По мнению исследователей, в главной церкви Ишхани устройство алтарной части значительно отличается от обычного плана церквей, в которых жертвенник и диаконник примыкают к главному алтарю с апсидой в форме полукруглой глухой стены. Здесь апсида в нижней части имеет расположенную полукругом колоннаду, по бокам алтаря зодчий выстроил длинные помещения для диаконника и жертвенника с апсидами и восточным окном в каждой.

 



 
PR-CY.ru