ИЛАРИОН, Фокин Иларион Мефодиевич - Страница 5

Однако обычно Иларион отказывался окормлять монашествующих, отсылая их к духовникам и наставникам, которые руководили ими. Когда некоторые ревнители просили благословения Илариона носить вериги, он советовал лучше стяжать смирение, терпение, любовь к ближним и другие добродетели. Принимал посетителей, невзирая на их состояние, руководствуясь лишь важностью и неотложностью нужд. Однажды Илариона посетил генерал Николай Николаевич Муравьёв, который жил в селе Скорнякове Задонского уезда Воронежской губернии. Вызванный в армию после начала Русско-турецкой войны и посланный командовать войсками на Кавказ, Н.Н. Муравьёв заехал в село Троекурово к Илариону. Старец долгое время отказывал генералу в приёме. Наконец, по разрешению Илариона Н.Н. Муравьёв вошёл в келью и припал к его ногам. Старец ответил генералу земным поклоном. Подняв друг друга, они обнялись, поцеловались, и «начался меж ними дружественный, сладостный разговор». При расставании Иларион благословил Н.Н. Муравьёва: «Соблюди пост и победишь врага». Поскольку полиция продолжала притеснять старца, он при содействии помещицы А.И. Кузьминой приписался к мещанскому обществу Лебедяни, а местный купец Ф.А. Саков ежегодно платил за Илариона казённые подати (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки). В ревизской сказке Раненбургского уезда за 1834 г. отмечено, что в 1826 г. Иларион считался выбывшим из села Зенкина и из хозяйства «в мещанство, в Тамбовскую губернию в город Лебедянь» (Государственный архив Рязанской области). Фамилия, которую Иларион носил с рождения (Фомин), могла быть изменена на фамилию Фокин, как полагают исследователи, в это время при записи его в Тамбовское мещанство. После переезда Илариона в село Троекурово у его кельи стали селиться вдовы и девицы, которые обращались к нему за наставлениями. По благословению Илариона и с разрешения И.И. Раевского были сначала поставлены три деревянные крытые соломой кельи. Со временем собрались 12 послушниц. Главное послушание сестёр общины заключалось в выпекании просфор для троекуровского храма и церквей соседних сёл. По благословению епископов Тамбовских Арсения и Николая (Доброхотова) в Троекурове началось устроение иноческой женской общины – будущего Троекуровского Иларионовского во имя великомученика Димитрия Солунского женского монастыря. За шесть лет до смерти Иларион лишился зрения, к концу жизни не мог ходить в храм, редко принимал посетителей, еду ему готовили раз в месяц. Питался просфорой и антидором со св. водой. За шесть недель до смерти прозрел, хотя последние шесть лет был слепым. Перед кончиной Илариона в Троекурово приезжал тульский помещик Ф.З. Ключарёв. Старец благословил его заботиться о Троекуровской обители, а за советами обращаться к подвижникам Оптиной пустыни (впоследствии Ф.З. Ключарёв стал насельником Оптиной пустыни, автором жизнеописаний многих подвижников, в том числе и Илариона). Последнюю исповедь перед кончиной принял друг Илариона священник села Губина Никандр Андреев. До 10 тыс. человек, духовных чад и почитателей старца со всей России, собрались на погребение. 10 ноября 1853 г. наместником лебедянского Троицкого монастыря игуменом Сергием при участии местного благочинного и десяти священников были совершены заупокойная литургия и чин погребения. Разрешительную молитву прочёл духовник почившего местный священник Симеон Песков. Впоследствии Симеон Песков рассказывал, что когда он собрался вложить рукописание в руку почившего, то пальцы Илариона разжались и крепко взяли грамоту.

 



 
PR-CY.ru