ИЛАРИОН, Фокин Иларион Мефодиевич - Страница 4

22 мая 1822 г. Иларион составил духовное завещание: «...Ужасаюся и трепещу, готовяся с часу на час к исходу от сей маловременной жизни – предстать на вечное пребывание. И возвращаюсь в землю, от нея же взят был. Разсудил я все свои тленныя вещи предоставить тленным же людям. Молю и прошу, по кончине дней моих, раздать всё моё беднейшее имение самобеднейшим, да нестяжание моё видимо будет там, пред лицем Господа Бога моего. Я виновен против всех, прошу меня простить. А я от всей души моей прощаю всех. Убогий архигрешник Иларион-отшельник». Здоровье Илариона ухудшилось, в ноября 1824 г. подвижник с келейником поселились у владельца села Троекурова Лебедянского уезда Тамбовской губернии Ивана Ивановича Раевского, который построил слева от Димитриевской церкви трёхкомнатную келью. В двух комнатах жил Иларион, в третьей – келейник. Иларион вкушал пищу только по воскресеньям и четвергам и в двунадесятые праздники (обыкновенно щи или суп из чечевицы, без рыбы, а в постные дни – и без растительного масла). В остальное время довольствовался частью антидора и кофейным напитком. Лет за десять до кончины Иларион и эту трапезу оставил, питаясь только антидором и девятичинной просфорой. Ежедневное молитвенное правило совершал с 1 часа ночи до полудня, прерывая его ранней литургией, которую служили в сельском храме. На службе в храме всегда становился в алтаре на правой стороне. Вечернее правило Илариона продолжалось с 3 часов дня до 9 часов вечера. Свободное от богослужений время Иларион посвящал чтению книг и общению с посетителями. Келейникам советовал спать не больше четырёх часов в сутки, будил их в 12-м часу ночи и посылал за водой на реку или к колодцу. Жители окрестных уездов, зная о прозорливости и других дарованиях старца, приходили к нему. Так, купец Рыхлеев исцелился после того, как по совету Илариона помазался маслом из лампады перед Владимирской иконой Божьей Матери, находившейся в келье старца. Современник Илариона, священник Н. Андреев, вспоминал: «К нему идёшь под гнётом тяжкого бремени, а от него летишь, словно птица на крыльях». Многочисленным посетителям он чаще всего отвечал через келейников, некоторых принимал лично. С Иларионом общался Тамбовский епископ Николай (Доброхотов). Посещавший Илариона Тамбовский епископ Арсений (Москвин) благословил приготовленный старцем для себя склеп и посоветовал ему сделать то, что Иларион уже давно предсказывал, – устроить женскую общину. Старец подарил епископу чётки, предсказав служение на Киевской кафедре. Уже после кончины Илариона, когда Арсений был Киевским митрополитом, троекуровские монахини были им приняты. Во время обеда митрополит Арсений вспоминал: «Батюшка ваш – великий старец – прозорливый; я его чту как угодника Божия, он мне предсказал, что я буду митрополитом. Верую Господу, что вы спасётесь за его святыми молитвами». Часто бывал у Илариона и послушник задонского Богородицкого монастыря Михаил, впоследствии наместник Зосима Задонский. В 1839 г. к Илариону обратился за советом Александр Михайлович Гренков, будущий преподобный Амвросий Оптинский, искавший монашеской жизни. Иларион посоветовал ему идти в Оптину в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пустынь и прибавил: «Можно бы поступить и в Саровскую пустынь, но там уже нет таких мудрых старцев, какие были прежде, а в Оптиной пустыни старчество процветает». Именно Илариону принадлежат слова: «Иди в Оптину – и станешь опытным».

 



 
PR-CY.ru