ИЛАРИОН, Фокин Иларион Мефодиевич - Страница 2

Согласно жизнеописанию, в присутствии всей братии его вывели на монастырский двор, настоятель сорвал с него клобук и рясу, плюнул ему в лицо и приказал всей братии оплевать Илария и вытолкать за монастырские ворота. Иларий вернулся в келью близ села Каликина. В ревизской сказке за 1816 г. «Ларион» значится в селе Нижние Раковые Рясы вместе с матерью и братьями, их жёнами и детьми. Его жена в реестре 1816 г. уже не упомянута (Государственный архив Рязанской области). Вскоре Иларий поселился в Воловом овраге в четырёх верстах от села Головинщина, рядом с местом служения своего наставника священника Трофима. Шесть лет он подвизался в лесу в ископанной пещере, изнуряя плоть трудами и постом. Совершал молитвенное правило – вечерню, всенощные и утренние службы, на литургию приходил в храм села Головинщина. В жаркие дни молился в лесу на поляне, совершал до 3 тыс. земных поклонов. Питался редькой, которую выращивал, пил дождевую воду. Весь год носил лишь длинную рубаху из холста и лёгкий белый халат, ходил босой. Однажды во время Великого поста Иларий 18 дней ничего не ел и в церкви упал в обморок. Когда его приводили в чувство, обнаружили на теле тяжёлые вериги и сорочку из медной проволоки (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки). Чугунный крест с вериг и чугунный страстной образ Божьей Матери, которые носил Иларий на груди, а также частичка проволочной сорочки хранились впоследствии в Троекуровском монастыре. Первое время Иларий проживал один. Если посетители нарушали его уединение, удалялся в глубь леса или залезал на вершины высоких деревьев и молился там. Когда слава о подвигах и благодатных дарованиях Илария (особенно о даре духовного прозрения) распространилась, сложилась небольшая община: некто юродивый Григорий, крестьянин Орловской губернии Емельян и раненбургский мещанин В. Никитин примкнули к Иларию. Братия страдала от недостатка воды; по преданию, однажды после молитвы в лесу Иларий заснул, а проснувшись, увидел куст прекрасных цветов. На этом месте он вырыл колодец. Источник в Воловом овраге с водой, которая считается целебной, сохранился до настоящего времени. Однажды ночью во время сильной вьюги, возвращаясь от священника Трофима в пещеру, Иларий сбился с дороги, ослабел и упал в снег. Проезжавший мимо крестьянин узнал его, положил в сани и привёз к священнику. Отогревшись в доме Трофима, Иларий попросил отслужить молебен Божьей Матери, затем встал с постели, поцеловал крест и, поклонившись священнику в ноги, бодро вышел за дверь. На другой день утром Иларий уже присутствовал на литургии в головинщинском храме, как всегда босой, в белом летнем халате и без обморожений. В благодарность Господу за избавление от смерти Иларий решил остальное время жизни провести в безвыходном затворе, однако это намерение не осуществилось. Полиция посещала старца в пещерах, Иларий несколько раз покидал овраг, паломничал в Киев. Однажды, возвращаясь в село Головинщино, Иларий заболел и остановился в Коренной в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни близ Курска. Настоятель Филарет, хорошо знавший старца по прежним посещениям, постриг Илария в мантию с именем Иларион в честь Илариона Великого (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки).

 



 
PR-CY.ru