ИЛАРИОН, Иван Ананьевич

ИЛАРИОН, Иван Ананьевич (1631–1708 гг.) – митрополит Суздальский и Юрьевский, святитель (память 23 июня – в Соборе Владимирских святых). Основным источником сведений об Иларионе является его Житие, известное исследователям в нескольких редакциях. По мнению исследователей, первая, краткая, редакция была создана во Флорищевой в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни (ныне в посёлке Фролищи Володарского района Нижегородской области) между 1686 и 1690 гг. дьяконом Григорием, писавшим «по просьбе монаха Даниила Евреянина» (время её написания исследователи определяют на основании того, что в ней упоминается обновление суздальского собора и постройка архиерейского дома в 1684–1690 гг., но ничего не говорится о возведении более поздних церквей). Как следует из Жития, оно было дополнено келейником Илариона иеромонахом Мефодием, который «повеле в оных на краех истинная извещения написати, да не будет впредь чтущим и послушающим Жития его раздор и несогласие». Сочинение дьякона Григория, исправленное иеромонахом Мефодием, читалось в рукописи из великоустюжского Успенского собора, открытой Ильёй Александровичем Шляпкиным в 1899 г. (местонахождение рукописи исследователям неизвестно). Житие было опубликовано Василием Тимофеевичем Георгиевским. По меньшей мере, в 18 списках XVIII–XIX вв. исследователям известна пространная редакция Жития – «Повесть о блаженной жизни преосвященнаго Илариона, митрополита Суздальскаго, бывшаго перваго строителя Флорищевой обители, и о построении той обители», составленная между 1749 и 1756 гг. (издана Казанской духовной академией). Датировка данной редакции основана на том, что в конце текста описан ряд чудес у гроба святителя. Рассказ перед завершающей припиской исследователи относят к 1749 г., но ниже помещено сообщение о чуде, которое произошло в 1756 г. «Повесть о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...» значительно пространнее первой редакции Жития и содержит отсутствующие в краткой редакции сведения, в частности, об отце Илариона священнике Анании, о многих деятелях XVII в., в том числе об иконописце Симоне Ушакове, с которым Иларион состоял в родстве. «Повесть о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...» была составлена на основе более ранних произведений. Так, автор ссылается на «Пространную повесть о святителе Иларионе и о начале Флорищевой пустыни» и на «Книгу иеромонаха Мефодия». При описании рукописного собрания Флорищевой пустыни в 1893–1896 гг. эти сочинения обнаружены не были. Иларион был младшим сыном священника Анании и его супруги Мелании, в крещении получил имя в честь Иоанна Златоуста. Его отец служил при нижегородском Зачатьевском женском монастыре. Исследователи полагают, что в Нижний Новгород семья переехала из села Лыскова (ныне город в Нижегородской области, расположен на берегу Волги напротив Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря), где священник Анания сблизился с будущими членами кружка ревнителей благочестия. В «Повести о блаженной жизни преосвященнаго Илариона...» сообщается, что в Лысково к «учительному» священнику Анании в первой половине 1620 гг. приходил для духовных бесед Никита Минин (впоследствии патриарх Никон), который жил тогда послушником в возобновлённом в 1620 г. Желтоводском монастыре.

 



 
PR-CY.ru