ИЕРОНИМ ПРАЖСКИЙ - Страница 4

Слушание, состоявшееся 23 мая 1416 г., привлекло больше участников, чем процесс Яна Гуса. Иероним Пражский произнёс речь, в которой обвинил Собор в ошибочности принимаемых решений, осудил своё отречение от Яна Гуса и уиклифизма (речь Иеронима Пражского была записана учеником Яна Гуса Петром из Младонёвице). Иероним Пражский утверждал, что большинство статей обвинения – ложь, следовательно, его можно поставить в один ряд с невинно осуждёнными Сократом, Боэцием, библейскими пророками, апостолами и Иисусом Христом. Иероним Пражский подчёркивал, что пришёл на Собор добровольно, и объявил о готовности умереть. Итальянский гуманист Джанфранческо Поджо Браччолини, присутствовавший на Соборе, сравнил Иеронима Пражского с ораторами Античности, восхищаясь его поведением, обликом, речью. 30 мая 1416 г. Иеронима Пражского обвинили в ереси и в оскорблении Чешского королевства, поскольку он «подстрекал дворянство к бунту и беспорядкам, собирал толпы, разделял народ, настраивал горожан друг против друга, грабил храмы». Хотя в последнем слове Иероним Пражский повторил, что остаётся верным католиком, выступающим лишь против роскошной жизни прелатов, он был приговорён к сожжению. В марте 1413 г. Иероним Пражский выступил в Кракове перед королём Владиславом II Ягеллоном, знатью и прелатами Польско-Литовского государства. Реакция польских иерархов была негативной, но, учитывая то, что Иероним Пражский является гостем короля, его не пытались задержать. Из Кракова Иероним Пражский по приглашению великого князя Витовта поехал в Великое княжество Литовское. Согласно документам Констанцского собора, у стен Витебска, где князя встречали католическая и православная процессии, Иероним Пражский, не обратив внимания на процессию католиков, вышел навстречу православным и преклонил колена перед их иконами. По тем же документам, в Пскове Иероним Пражский участвовал в литургии, почтил иконы и, как полагают исследователи, причастился под двумя видами. В дискуссии с католическим епископом Вильно о том, следует ли заново крестить православных, Иероним Пражский указывал, что они уже являются христианами, поэтому им лишь следует объяснять «римскую веру». В русской историографии XIX в. учёные-слависты (Евгений Петрович Новиков, Александр Фёдорович Гильфердинг, Антон Семёнович Будилович, Алексей Николаевич Нарцов) писали о близости гусизма к православию. Современный чешский исследователь гусизма Ф. Шмагель утверждает, что идея причастия под двумя видами возникла у гуситов под влиянием практики первоначальной апостольской церкви, и что Иероним Пражский после возвращения из Литвы сообщил о подобной традиции, сохранившейся в Восточно-христианской церкви.



 
PR-CY.ru