ИНКАРДИНАЦИЯ - Страница 4

Второй Ватиканский собор в целях развития миссионерской деятельности в декрете «Presbyterorum ordinis» объявил о необходимости пересмотра правил инкардинации и экскардинации, «чтобы это древнейшее установление, оставаясь в силе, лучше отвечало современным пастырским нуждам», для чего указал на целесообразность создания «международных семинарий, особых диоцезов или персональных прелатур и других установлений такого рода, к которым пресвитеры могли бы приписываться или в которые они могли бы инкардинироваться на благо всей церкви, согласно нормам, вырабатываемым для каждого отдельного установления, и при неизменном соблюдении прав местного ординария». Учитывая эти постановления и некоторые послесоборные реформы, в ныне действующий «Кодекс канонического права» 1983 г. был внесён ряд изменений, касающихся новых положений об инкардинации и экскардинации. Каждый клирик должен быть инкардинирован в какой-либо диоцез, персональную прелатуру, институт посвящённой жизни или общество апостольской жизни, дабы «не допускалось существования клириков неподначальных, или бездомных» (clerici acephali seu vagi). В связи с упразднением низших церковных чинов и субдиаконата (см. Иподиакон) инкардинация клирика производится при рукоположении во диакона. Инкардинация и экскардинация не имеют бессрочного и безусловного характера; при переходе клирика из одного диоцеза в другой он может получить у своего ординария отпускную грамоту об экскардинации, которая вступает в силу при получении согласия ординария другого диоцеза на инкардинацию. Допускается переход клириков в иной диоцез на неопределённый срок при сохранении инкардинации в их диоцезе, при этом они могут быть отозваны их правящим епископом по договорённости с ординарием того места, где они находятся. За исключением случаев подлинной необходимости, правящий епископ не должен отказывать в разрешении на переход тем клирикам, которые стремятся в регионы, «страдающие от тяжкой нехватки клира», но предварительно он обязан письменно оговорить их права и обязанности с епископом того места, куда они направляются. Клирик, законно перешедший в другой диоцез, по прошествии пяти лет получает в нём инкардинацию в силу самого права, если письменно оформит своё желание и не получит отказы от своего прежнего епископа и епископа принявшего его диоцеза. Инкардинация и экскардинация осуществляются лишь при наличии обоснованных причин, прежде всего, ради пользы диоцеза и блага самого клирика, однако отказ клирику в экскардинации также должен быть обоснованным и может быть обжалован. Правящий епископ приступает к инкардинации клирика, только если в этом есть необходимость для его диоцеза и имеются условия обеспечения ему достойного содержания, а также при наличии законных документов об экскардинации и сведений о жизни клирика из его прежнего диоцеза. Просящий об инкардинации клирик обязан подать правящему епископу письменное заявление о желании посвятить себя служению новому диоцезу. Право на инкардинацию, экскардинацию и переход клирика в другой диоцез принадлежит правящему епископу; в случае вакантности епископской кафедры в течение года это право предоставляется диоцезному администратору, который принимает решение с согласия коллегии консультантов. Аналогичные нормы инкардинации и экскардинации установлены для Восточных католических церквей и регулируются канонами 357–366 принятого в 1990 г. «Кодекса канонов Восточных Церквей» («Codex canonum Ecclesiarum Orientalium»), где вместо термина «инкардинация» используется термин «ascriptio» («приписывание»).



 
PR-CY.ru