ИНКАРДИНАЦИЯ - Страница 2

В «Декрете» Грациана представлены каноны, посвящённые запрету священнослужителям переходить из одного диоцеза или прихода в другие, запрету рукополагать клирика из другого диоцеза и допускать его к служению без письменного согласия его епископа (littera commendatiсia) или специального папского предписания, запрету рукополагать без одновременного назначения к определённой церкви, а также каноны, регламентирующие совмещения церковных должностей путём комменды. Однако, несмотря на неоднократные канонические предписания, касавшиеся вопросов инкардинации, проблема бродячих (vagi) клириков, покидавших место служения и зачастую занимавшихся попрошайничеством, продолжала оставаться, в результате чего был принят ряд мер, направленных на искоренение этого явления. Так, Тридентский собор постановил, что священнослужителям не приличествует просить милостыню или добывать пропитание каким-либо презренным занятием (sordidum quaestum), а также запретил рукополагать секулярных клириков без предоставления бенефиция, обеспечивающего достойный уровень жизни (ad victum honeste sufficiat). В случае если клирик желал покинуть вверенный ему приход, он мог получить увольнение у правящего епископа только если имел другие источники дохода (наследство или какие-либо денежные поступления – patrimonium vero vel pensionem). Ссылаясь на шестое правило четвёртого Вселенского собора, Тридентский собор подтвердил запрещение рукополагать клириков без назначения их к какой-либо конкретной церкви или к иному священному месту, а также допускать к служению клириков, покинувших свой приход без санкции их правящего епископа, и странствующих клириков, не имеющих рекомендательных писем. Данные положения Тридентского собора получили дальнейшее развитие в Римской церкви, в том числе в апостольской конституции «Speculatores» папы Иннокентия XII от 4 ноября 1694 г., в постановлениях и инструкциях Конгрегации Собора и Конгрегации пропаганды веры, особенно в отношении вопросов перехода секулярных клириков в монашеские ордены, а также рукоположения пресвитеров для миссионерских целей (ad titulum missionis). В XIX в. понятия инкардинация и экскардинации окончательно вошли в употребление в каноническом праве католической церкви применительно к назначению на церковную должность при рукоположении и переходе (переводе) священнослужителей в юрисдикцию другого священноначалия. В то же время на основе «Corpus iuris canonici» появились некоторые различия и особенности в правилах инкардинация и экскардинации клириков. Так, например, в регионах, нуждавшихся в активной миссионерской деятельности, получили распространение облегченные условия перевода священнослужителей в пределах провинции при одновременном ужесточении контроля за путешествующими клириками. III пленарный (общеамериканский) Балтиморский собор (1884 г.) разрешил рукополагать пресвитеров для миссионерских целей в количестве, необходимом для нужд не только собственного епископства, но и региона в целом, с тем чтобы при необходимости они могли быть переведены в соседние епископства. Впоследствии эта практика получила санкцию Папского престола.

 



 
PR-CY.ru