ИНКАРДИНАЦИЯ

ИНКАРДИНАЦИЯ (лат. incardinatio – приписка, назначение на церковную должность) – термин канонического права Римско-католической церкви, означающий акт обязательного включения клирика в состав диоцеза (епископства, архиепископства), персональной прелатуры, одного из институтов посвящённой жизни или обществ апостольской жизни. Инкардинация также завершает переход или перевод клирика из прежнего диоцеза или выход из монашеского Ордена в юрисдикцию нового правящего епископа (ординария) после получения клириком экскардинации (лат. excardinatio – выписка), т.е. исключения из прежнего диоцеза или из монашеской общины в связи с переходом или переводом в другое место служения. Инкардинация восходит к норме древнего церковного права, соединявшего хиротонию в священные степени с юридическим актом определения рукополагаемого на конкретную должность к какой-либо церкви. Наиболее явно такой порядок был выражен в шестом правиле четвёртого Вселенского собора, запрещавшем рукополагать во пресвитера, диакона и возводить в иные степени церковного чина без одновременного назначения рукополагаемого к определённой церкви. С данным установлением в церковном праве также связывался запрет на самовольный переход священнослужителей из одной епархии или прихода в другие и на бродяжничество клириков. Эти нормы неоднократно подтверждались Соборами Западной церкви (например, канонами 17–18 Аврелианского (Орлеанского) собора 538 г.) и Римскими папами (например, в послании папы Иннокентия I к епископу Виктрицию Руанскому). На Западе употребление понятия «инкардинация» встречается уже в посланиях папы Римского Григория I Великого, который использовал глагол «incardinare» в связи с назначениями на должности в титульных церквах Рима (tituli cardinales), а также на архиепископские и епископские кафедры, например, в послании папы к епископу Иакову от 592 г.: «...In qua (ecclesia) es incardinatus a nobis» (...в каковую (церковь) ты был назначен нами). В сборнике формул папской канцелярии «Liber diurnus» (VIII в.) глагол «incardinare» и существительное «incardinatio» употребляются в значении «назначать на епископскую кафедру или на более низкую церковную должность»: «Incardinari proprie est alicui Ecclesiae tanquam proprium Sacerdotem, Presbyterum, Diaconum atque etiam Subdiaconum addici» («быть инкардинированным собственно означает быть приписанным к какой-нибудь церкви в качестве собственного священнослужителя, пресвитера, диакона или же субдиакона»). В сводах церковного права XI–XIV вв. («Декрет» Бурхарда, епископа Вормса, «Декрет» Иво Шартрского, «Декрет» Грациана и др.) относительно вопросов назначения на церковную должность при рукоположении и перехода священнослужителей в юрисдикцию другого священноначалия использовались, как правило, описательные выражения – «in civitate (или in ecclesia) ordinare, constituere» («в город (или в церковь) рукополагать, назначать»), «sine titulo non ordinare» («без титула не рукополагать»), «alicui ecclesiae addicere» («к какой-либо церкви предназначать») и др.; существительное «incardinatio» или глагол «incardinare» употреблялись при этом лишь в единичных случаях, преимущественно в составе посланий папы Григория I Великого.

 



 
PR-CY.ru