ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ и РУФИН

ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ и РУФИН (ум. в 283–284 гг.) – мученики Аполлонийские (Аполлониадские; память 6 июля; память в Византийской церкви 7 июля; память в Греческой церкви 17 июня), пострадали при римском императоре Нумериане. Исавр диакон, Иннокентий Афинянин и Василий происходили из Афин. Покинув родной город, они прибыли в Аполлонию, где ангел указал им пещеру, в которой подвизались христиане Филикс, Перегрин и Ермий. Под влиянием проповеди Исавра диакона они раздали своё имущество бедным. По доносу родственников епарх Трипонтий приказал отсечь Филиксу, Перегрину и Ермию головы за исповедание христианской веры. Исавр диакон, Иннокентий Афинянин и Василий были схвачены и отправлены к сыну епарха, который мучил их огнём и водой, но чудесным образом они оставались невредимыми. Видя это, многие уверовали во Христа, в том числе члены синклита братья Руф и Руфин (Руфиан, Руфиниан). После пыток мученики были обезглавлены. В Римском Мартирологе кардинала Цезаря Барония говорится, что Аполлония находилась в Македонии. Эти сведения повторены в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского». Никодим Святогорец считал, что речь идёт об Аполлонии Иллирийской (близ современного села Пояни, Албания). К его мнению присоединился архиепископ Сергий (Спасский). Р. Обер оставил этот вопрос открытым, т.к. на территории Римской империи существовало множество городов с таким названием. Из службы этим мученикам, составленной гимнографом Григорием, следует, что от их мощей происходили исцеления. Кроме данной службы, содержащейся под 17 июня в греческих печатных Минеях, в рукописных служебных Минеях сохранились службы с каноном Иосифа Песнописца и с каноном гимнографа Георгия. В восточнохристианском искусстве изображения Исавра диакона, отдельные или в составе дружины мучеников Аполлонийских, встречаются редко. Имена святых не упоминаются в перечне мучеников в греческом Ерминии иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.). Тем не менее, погрудные изображения Исавра диакона и пострадавших с ним святых (всего четыре фигуры) представлены в настенном минологии в Старо-Нагоричино (под 7 июля). Отдельный образ Исавра диакона сохранился на фреске из Введенской церкви монастыря св. Леонтия в Водоче (первая половина XI в., ныне в Народном музее в Скопье). Исавр диакон представлен молодым, безбородым, с короткими прямыми волосами, оставляющими открытыми уши, в диаконском облачении. В русских минейных циклах под 7 июля, как правило, изображается Фома Малеин, чья память приходится на этот день. При этом в иконописные подлинники под 6 июля включено описание внешности Аполлонийских мучеников, но их изображения под этим числом также не встречаются, их замещает образ Сисоя Великого (память 6 июля). Так, в Филимоновском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) о святых сказано: «Исавр подобием рус, власы с ушей, брада невелика, ризы диаконские; Иннокентий подобием млад, власы просты, в двух ризах; Филикс подобием сед, власы просты, брада подоле апостола Петра и проста, ризы на нём трои; Ермий подобием, аки Козма, брадой и власы, в двух ризах, подпоясан ширинкой; Василий рус, власы с ушей кратки, брада невелика, в двух ризах; Перегрин надсед, власы и брадой аки Богоотец Иоаким, и ризы таковыж; Руф подобием светлорус, власы мало кудреват, брада невелика, ризы болярския; Руфин подобием средовек, власы чернорусыя с ушей, брада доле чернорусыя с ушей, брада доле Николины проста, ризы болярския».

 
PR-CY.ru