ИУЛИАН - Страница 8

Элипанд приравнивал богослужебные тексты, составление которых приписывалось Толетским епископам Евгению II, Ильдефонсу и Иулиану, к вероучительным документам. Самсон ссылался на литургические молитвы, составленные Иулианом, однако участие Элипанда и других испанских прелатов в адопцианских спорах вызвало недоверие франкского духовенства к источникам, к которым они апеллировали. Опровергая догматические утверждения, содержавшиеся в испанских богослужебных текстах, участники Франкфуртского собора (794 г.) противопоставили им авторитет римских литургических молитв, составление которых приписывалось папе Григорию I Великому (Двоеслову). Память Иулиана под 6 марта указана в Мартирологе Узуарда (вторая половина IX в.): «В городе Толедо погребение епископа Иулиана, который широко славится среди обитателей тех мест». Внесение памяти Иулиана во франкский мартиролог связано с путешествием Узуарда и Одиларда, монахов из аббатства Сен-Жермен-де-Пре, в Испанию с целью вывезти в Париж мощи священномученикак Викентия Августопольского (Сарагосского; 858 г.). Монахи побывали в Кордове и Толедо, где Узуард узнал о почитании Иулиана среди мосарабов. Память Иулиана под 14 января («Кончина Иулиана, епископа Толедского») указана в нескольких календарях XI в. из Северной Испании. В календаре при мосарабском лекционарии XI в. из монастыря Санто-Доминго-де-Силос поминовение Иулиана указано под 14 января и 6 марта. Несмотря на то что память Иулиана содержалась далеко не во всех рукописях богослужебных книг испано-мосарабского обряда, а особые литургические тексты, посвящённые ему, отсутствовали, поминовение Иулиана было включено в печатные книги, изданные по указанию кардинала Франсиско Хименеса де Сиснероса, архиепископа Толедского (1495–1517 гг.). В календарях мосарабского миссала (1500 г.) и бревиария (1502 г.) память Иулиана была указана под 19 января и 8 марта (общая служба епископу-исповеднику). В действующем календаре испано-мосарабского обряда память Иулиана празднуется 14 января. В XVI в. память Иулиана была внесена кардиналом Цезарем Баронием в Римский Мартиролог под 8 марта; в настоящее время празднование памяти Иулиана (festum) совершается в архиепископстве Толедо 29 января. Точных сведений о местонахождении мощей Иулиана у исследователей нет. Базилика св. Леокадии в Толедо существовала до XII в., однако к тому времени находившиеся в ней захоронения епископов были, как полагают исследователи, утрачены. Испанские эрудиты XVII–XVIII вв. полагали, что мощи Иулиана после арабского вторжения (711 г.) были перенесены в Овьедо. Согласно акту открытия «Святого ковчега» («Arca Santa») в Овьедо в 1075 г., среди прочих реликвий были обнаружены мощи св. Иулиана, но какого именно, не указано (исследователи полагают, что документ составлен в XII в.). В других средневековых перечнях святынь, хранившихся в Овьедо, упомянуты мощи св. Юлиана Померия. Исследователи предполагают, что в перечнях подразумевался не галльский автор конца V в. Юлиан Померий, а Иулиан Толедский. В описании святынь, составленном в 1639 г., названы мощи Толедского епископа Иулиана. В 1934 г. капелла кафедрального собора, где хранились святыни, была сильно повреждена взрывом, в результате чего часть реликвий была уничтожена.



 
PR-CY.ru