ИУЛИАН - Страница 7

Во второй части повествуется о теории слогов и ударений, стихотворных размерах и риторических фигурах. Здесь приведено около 150 фрагментов неизвестных сочинений античных авторов, а также примеры из Священного Писания и из произведений испанских христианских поэтов IV–VII вв. (Ювенка, Пруденция, епископа Евгения II Толетского); использованы сочинения Исидора Гиспальского, посвящённые вопросам грамматики, которая рассматривается в трактате как средство толкования (экзегезы) священных текстов. Автору сочинения «Искусство грамматики» принадлежит и трактат, в котором рассматривались исключительно грамматические вопросы, «О частях речи» («Tractatus de partibus orationis»), составленный в годы правления короля Эгики (687–702 гг.). В нём также широко используются труды Доната, цитируются испанские поэты (например, епископ Евгений II Толетский). Исследователи предполагают, что сочинение «О частях речи» было упрощённой версией «Искусства грамматики». Среди других произведений Иулиана Феликс Толетский называет «сборник различных стихов» («liber carminum diversorum»), составленный из гимнов, эпитафий и эпиграмм, а также сборники посланий и проповедей (не сохранились). Исследователи полагают, что некоторые гимны Иулиана сохранились в литургических книгах испано-мосарабского обряда (исследователям трудно определить авторство Иулиана в отношении отдельных богослужебных текстов). По свидетельству Феликса, Иулиан отредактировал «книгу месс всего годичного круга» («librum missarum de toto circulo anni»), куда вошли как написанные им тексты, так и старые молитвы, которые он исправил и дополнил. Иулиан составил сборник молитв суточного круга для праздников, отмечавшихся в Толетском епископстве (librum orationum de festiuitatibus, quas Toletana ecclesia per totum circulum anni est solita celebrare... studiose correctum in unum congessit). Исследователи предполагают, что Иулиан сыграл важную роль в кодификации испано-мосарабского богослужения, составленные им книги легли в основу так называемой традиции «А» (по Ж. Пинелю; см. Испано-мосарабский обряд). Открытым остаётся вопрос об участии Иулиана в кодификации испанского канонического права. По мнению ряда исследователей, Иулиану принадлежит так называемая Юлианова редакция «Испанского собрания» («Collectio Hispana»), к которой добавлены акты девяти Толетских соборов (с IV по XII вв.). Кроме того, по мнению некоторых исследователей, Иулиан принял участие в составлении «Извлечений из канонов» («Excerpta canonum») и систематизированной версии «Испанского собрания» («Collectio Hispana systematica»). О репутации Иулиана среди испанского духовенства VIII–IX вв. свидетельствуют многочисленные упоминания о нём в трудах мосарабских авторов. Так, в Мосарабской хронике 754 г. Иулиан назван «блаженнейшим» («beatissimus») и «учителем» (doctor). В послании испанских епископов, написанном Толетским епископом Элипандом (754 – около 800 гг.), Иулиан назван среди отцов церкви, «святых достопочтенных отцов Илария, Амвросия, Августина, Иеронима, Фульгенция, Исидора, Евгения, Ильдефонса, Иулиана и других православных и католических (отцов)». В другом месте Элипанд ссылался на авторитет своих «предшественников Евгения, Ильдефонса и Иулиана», которых почитали как основоположников традиций Толетской церкви. В послании к Алкуину Элипанд упоминал о «нашем Иулиане» («noster tamen Iulianus»). Альвар Кордовский (ум. в 861/862 г.) и аббат Самсон (ум. в 890 г.) называли Иулиана «блаженным» и «выдающимся учителем», последний даже именовал Иулиана «святым».

 



 
PR-CY.ru