ИУЛИАН - Страница 5

Напротив, «Прогностикон» пользовался известностью среди франкских авторов эпохи Каролингского возрождения и на протяжении раннего Средневековья оставался основным систематическим трактатом по христианской эсхатологии. Из экзегетических произведений Иулиана исследователям известен «Антикименон» (противопоставления, противоречия), в котором автор рассматривает около 200 взаимно противоречивых пассажей из Священного Писания. Внимательное рассмотрение проблемы привело Иулиана к выводу об отсутствии в них смысловых противоречий. Произведение, построенное в форме вопросов и ответов, состоит из двух книг (первая посвящена Ветхому Завету; 136 вопросов), вторая – Новому Завету; 85 вопросов). Автор применяет как буквальный, так и аллегорический метод интерпретации, не касаясь вопроса о разных смыслах Писания и их разграничении. Подобный жанр с тем же греческим названием был воспринят позже экзегетами эпохи Каролингов. Из библейских книг Иулиан чаще всего обращается к псалмам и к Евангелию от Матфея. Помимо церковных писателей, к творениям которых Иулиан обращался в других своих сочинениях, в «Антикименоне» он цитирует экзегетические труды Амвросия Медиоланского. Произведение посвящено не названному по имени правителю (принцепсу; исследователи полагают, что, скорее всего, это был король Эрвиг). «История короля Вамбы», или «История похода Вамбы, толетского короля готов» («Historia de Wambae regis Gothorum Toletani expeditione») посвящена событиям 672–673 гг., когда после прихода к власти Вамбы вспыхнуло восстание в Септимании. Отправленный для подавления мятежа комит Павел вступил в сговор с восставшими и был провозглашён королём в Нарбонне. Иулиан был не только современником, но и участником этих событий. Собственно историческое повествование Иулиана предваряют три документа: послание комита Павла к Вамбе, в котором комит предлагал уладить дело миром; памфлет против Павла, озаглавленный «Обличение смиренным историком тирании в Галлии» («Insultatio uilis storici in tyrranidem Galliae»), возможно написанный самим Иулианом (автор обвиняет Павла в покровительстве иудеям и в предательстве, намекая на его вероятную связь с франками); и официальное постановление Вамбы против Павла «Осуждение, обнародованное против вероломства тиранов» («Iudicium in tyrranorum perfidia promulgatum»). В «Истории» Иулиан пытался подражать античным классикам, в первую очередь, Саллюстию, также Титу Ливию, из христианских историков – Павлу Орозию. Король Вамба представлен как идеальный правитель-христианин, образец для подражания. Иулиан осуждал мятеж Павла против законной власти не только с моральной точки зрения, но и на основании церковного и светского законодательства. Павел преступил каноны IV Собора в Толете (633 г.), налагавшие епитимию на мятежников, и нарушил законы короля Рекесвинта. Дата написания «Истории короля Вамбы» исследователям неизвестна. По одной версии, это раннее произведение Иулиана, составленное им в 674 или 675 г., вскоре после описанных событий, когда Вамба ещё поддерживал дружественные отношения с испанскими прелатами. По другой версии, сочинение было создано в начале правления Эрвига, описанное в нём поведение Вамбы должно было служить примером новому королю. В пользу этих датировок свидетельствует отсутствие упоминания о низложении (680 г.) Вамбы.

 



 
PR-CY.ru