ИУЛИАН - Страница 4

Собственно эсхатологические вопросы (конец мира, всеобщее воскресение, воздаяние праведникам и наказание грешников) рассматриваются в третьей книге. Основными источниками для «Прогностикона» стали труды Августина Блаженного и в меньшей степени других богословов – Григория I Великого, Юлиана Померия, Киприана Карфагенского, Иоанна Кассиана Римлянина, Исидора Севильского (Гиспальского), Оригена и Иеронима Стридонского. Сочинение «Доказательство шестого века мироздания» («De comprobatione sextae aetatis»), посвящённое полемике с иудеями, было составлено в 686 г. для короля Эрвига. До Иулиана к полемике с иудеями в Испании обращались Исидор Севильский в сочинении «О католической вере против иудеев» («De fide catholica contra Iudaeos») и Ильдефонс Толетский в сочинении «О приснодевстве святой Марии» («De perpetua uirginitate beatae Mariae»). Сочинение состоит из трёх книг и открывается молитвой и посвящением Эрвигу, который просил Иулиана составить полемический трактат для подкрепления принятых им законов против иудеев. В названии содержится отсылка к принятому в христианской историософии делению мировой истории на шесть веков (aetates), соответствующих шести возрастам человека и шести дням творения. Иулиан заимствовал эту концепцию из сочинения Августина Блаженного «О граде Божием», которое оказало на него сильное влияние. В области хронологии Иулиан опирался на сочинения Исидора Гиспальского – на «Хронику» и пятую книгу «Этимологий», где принято то же представление о христианской истории, что и в сочинении Августина Блаженного. Испанские иудеи, современники Иулиана, полагали, что живут в «пятом веке», тогда как пришествие Мессии ожидалось в начале «шестого века». В первой книге Иулиан доказывает, что явление Мессии, Иисуса Христа, уже состоялось, и многие пророчества Ветхого Завета исполнились. В отличие от Исидора Гиспальского Иулиан не пытался совместить эсхатологическое представление о «шестом веке» с хронологическим понятием VI тысячелетия от Сотворения мира. То, что с рождением Христа наступил «шестой век» и «исполнились времена», Иулиан доказывает не хронологическими выкладками, а фактами исполнения пророчеств. В третьей книге автор сопоставляет «века» не с тысячелетиями, а с человеческими поколениями, пытаясь показать, что пять «веков» прошли, и что Христос родился в начале «шестого века». Не отрицая авторитет масоретского текста Ветхого Завета, Иулиан предпочитал использовать текст Септуагинты, объясняя это заимствованной у Августина Блаженного идеей о том, что 70 толковников были не столько переводчиками, сколько пророками, вдохновлёнными Святым Духом. Следствием использования Иулианом хронологии Септуагинты стал вывод о том, что начало VI тысячелетия от Сотворения мира пришлось на эпоху Александра Македонского; по хронологии Исидора Гиспальского – на время земной жизни Христа (род. в 5325 г.). В «Доказательстве...» Иулиан ссылался на труды тех же авторов, что и в «Прогностиконе», но в большей степени на Иеронима Стридонского, Тертуллиана и Илария Пиктавийского. Поскольку «Доказательство...» было полемическим сочинением, в котором автор ставил перед собой злободневные задачи, оно не получило распространения за пределами Испании.

 



 
PR-CY.ru