ИУЛИАН - Страница 5

Исследователям известно также о некоем наместнике Криспине, который упоминается под 353 г. В Мученичестве Иулиана упоминается о том, что в окрестностях Бривата существовало языческое святилище. Более подробно об этом писал Григорий Турский: там находился «большой храм, где почиталось изображение Марса и Меркурия, стоявшее на очень высоком столбе». По молитве некоего пресвитера, посетившего Бриват, над селением разразилась страшная гроза, язычники, убоявшись Божия гнева, приняли крещение и разбили статуи богов. По мнению Э.Ш. Бабю, некоторые обычаи, существовавшие в VI в. в Бривате и описанные Григорием Турским (например, благословение скота в базилике), восходили к обрядам, которые совершались в древнем святилище. При раскопках баптистерия в Бриуде была обнаружена статуэтка человека, восседающего на престоле, который предположительно отождествляется с галльским божеством Кернунном. К XIII–XV вв. исследователи относят эпитомы Мученичества Иулиана, включённые в сборники Иакова из Варацце, Петра Наталиса, Б. Момбрицио и др. В XIX в. во Франции издавались книги и брошюры для народного чтения с пересказом Мученичества и чудес Иулиана, приводились молитвы, гимны, литании и проч. К V–VI вв. относятся сведения о распространении и укреплении почитания Иулиана в области Арверния, а затем и во всей Галлии. По свидетельству Григория Турского, празднование памяти Иулиана 28 августа было установлено в первой половине V в. епископом Автиссиодурским (Осерским) Германом во время посещения Бривата. Однако эти сведения исследователи не могут считать достоверными. Григорий Турский также упоминал о том, что император Авит (455–456 гг.), происходивший из знатного арвернского рода, будучи лишён власти, бежал в Бриват, чтобы укрыться от врагов. В пути он скончался и был похоронен близ могилы Иулиана. Упоминания о почитании Иулиана содержатся в сочинении Арвернского епископа Сидония Аполлинария (470 – до 490 гг.), зятя императора Авита. Сидоний Аполлинарий сообщал о чудесах, которые совершались у могилы мученика, и об обретении во Вьенне головы Иулиана, которого он называл «нашим покровителем» (послание к Мамерту, 474 г.). Исследователи предполагают, что в послании к Аполлинарию (472 г.) говорится о паломничестве арвернских аристократов к гробнице Иулиана. Приблизительно в это время над могилой Иулиана была построена базилика, в сооружении которой принял участие дукс Викторий, наместник вестготского короля Эвриха (466–484 гг.). При археологических раскопках остатки этого храма не были обнаружены, но в 2002–2006 гг. к востоку от базилики исследованы остатки баптистерия VI в. и погребения в саркофагах, относящиеся к эпохе Меровингов (в том числе два датированные эпитафии 550 и 534, или 597 г.). Согласно Григорию Турскому, в годы правления короля Гундобада (около 474 – 516 гг.) Бриват подвергся нападению бургундов, которые разграбили селение и захватили жителей в плен. Благодаря заступничеству Иулиана некий Иллидий победил варваров и освободил пленных. Впоследствии король Гундобад по настоянию супруги возместил ущерб, нанесённый базилике, послав в Бриват богатые дары. Во время нападения на Арвернию франкского короля Теодориха I (511–534 гг.) жители Бривата вместе с имуществом заперлись в базилике. Воины ворвались в храм и разграбили его, но их постигла кара. Узнав об этом, король велел казнить грабителей, возместил нанесённые убытки и запретил учинять насилие и расправу на расстоянии семи миль от храма.

 



 
PR-CY.ru