ИУЛИАН - Страница 4

По мнению исследователя, Мученичество в значительной степени основано на агиографических топосах, которые восходят к Мученичеству св. Генесия, составленному в начале V в. в Арелате (ныне Арль). Противоречия между должностными обязанностями героя и его религиозными убеждениями, спор между мучеником и гонителем, бегство мученика и погоня за ним, арест мученика и немедленная расправа были заимствованы составителем первой редакции Мученичества св. Ферреола, которую П. Франки де Кавальери датировал серединой V в. Дальнейшее развитие агиографических преданий было связано с обретением мощей св. Ферреола, которое предпринял Вьеннский епископ Мамерт (около 463 – до 474 гг.). Об этом событии упоминал Сидоний Аполлинарий в послании к Мамерту, более подробные сведения приведены Григорием Турским, согласно Григорию Турскому, берег, на котором находилась старая базилика св. Ферреола, подмывали воды реки Рона, и храм начал разрушаться. Мамерт приступил к строительству новой базилики для мощей мученика. При раскопках обнаружили три гробницы, среди которых не удалось определить гробницу Ферреола. Но старожилы указали на предание: вместе с мучеником была похоронена голова Иулиана, принесённая палачами во Вьенну. Гробница, в которой нашли два черепа, была признана захоронением Ферреола и перенесена в новый храм. П. Франки де Кавальери предположил, что легенда о захоронении головы Иулиана вместе с останками Ферреола была создана для того, чтобы объяснить наличие среди мощей мученика другого черепа. Эта легенда получила отражение в послании Сидония Аполлинария, в стихотворной надписи в апсиде базилики св. Ферреола, текст которой привёл Григорий Турский, и во второй редакции Мученичества Ферреола, составленной вскоре после перенесения мощей мученика. Позднее (по мнению П. Франки де Кавальери, в начале VI в.) было составлено Мученичество Иулиана, его автор не располагал достаточными сведениями о святом и использовал ряд сюжетов из Мученичества Ферреола (бегство мученика, его преследование гонителями, казнь без суда и др.). Таким образом, наличие в Мученичестве Иулиана недостоверных подробностей и логических противоречий объясняется тем, что большинство сведений были заимствованы из Мученичества Ферреола, составитель которого, в свою очередь, использовал Мученичество св. Генесия Арелатского. Современные исследователи, в основном, согласились с выводами П. Франки де Кавальери, но предложили различные интерпретации сведений, содержащихся в Мученичестве Иулиана. Так, по мнению А. Файара, Иулиан и Ферреол жили при императоре Юлиане Отступнике и прибыли в Бриват из Вьенны с намерением разрушить языческое святилище, за это они были арестованы и приговорены к смерти. Существует предположение, что Иулиан пострадал при императоре Деции (249–251 гг.). Выдвигались также различные версии относительно личности упомянутого в Мученичестве Криспина, презида (в более поздней версии консулария) Вьеннской провинции. Упоминание о президе Криспине содержится в Мученичестве Сабиниана, просветителя города Трикассы (ныне Труа), составленном не позднее IX в. Однако события, описанные в Мученичестве Сабиниана, относятся ко времени правления императора Аврелиана (270–275 гг.).

 



 
PR-CY.ru