ИУЛИАН - Страница 3

Григорий Турский именовал Максима «треверским императором» (imperator Trevericus; в Мученичестве – imperator Trevericae civitatis). Таким образом, Иулиан, как полагают исследователи, скорее всего, был казнён в годы правления императора Юлиана Отступника (360–363 гг.). Вместе с тем Й. Стилтинг отметил, что в Мученичестве Иулиана говорится об императорах во множественном числе (quod uobis a principibus uestris praeceptum est), а в Мученичестве Ферреола упоминается о гонении на христиан по всей империи (per uniuersas prouincias). На этом основании болландист счёл возможным связать гибель Иулиана с «великим гонением» и предположил, что мученик пострадал в 304 г., «когда гонение было наиболее жестоким». Попытку радикального решения проблемы достоверности Мученичества Иулиана предпринял Э.Ш. Бабю. По его мнению, сохранившаяся версия Мученичества является переработкой первоначальной редакции (составлена раньше третьей четверти V в.), в которой сообщалось только о казни Иулиана в Бривате и о сооружении оратория на его могиле. Исследователь отверг традиционную датировку гибели Иулиана, указав, что в период «великого гонения» в Галлии при Констанции I Хлоре христиан не казнили за веру. С точки зрения Э.Ш. Бабю, упомянутым в Мученичестве «треверским императором», скорее всего, был Магн Максим, в правление которого Иулиан был казнён. По мнению исследователя, Иулиан, сторонник ереси присциллиан, погиб в 385 г., во время гонения, начатого Магном Максимом. По приказу узурпатора в Треверах были казнены несколько видных присциллиан, в том числе некий Армений (Арменций?) Юлиан, о котором упоминали Сульпиций Север и Иероним Стридонский. По сведениям Сульпиция Севера, тела казнённых увезли в Испанию, где возникло почитание этих мучеников. Осуждение присциллиан по надуманным обвинениям и другие жёсткие меры Магна Максима послужили поводом к разногласиям среди епископов и к церковному расколу в Галлии (так называемая фелицианская схизма). По мнению Э.Ш. Бабю, тело Иулиана вывезли в Аквитанию и похоронили в селении Бриват, испанские присциллиане посещали его могилу и построили над ней ораторий. Отсутствие среди галльских епископов единства по вопросу об отношении к присциллианам могло способствовать возникновению местного почитания Иулиана. В V в. на основе отрывочных воспоминаний о захоронении Иулиана в Бривате и о строительстве оратория было составлено Мученичество, автор которого попытался представить Иулиана как мученика эпохи гонений на христиан. Впоследствии первоначальная версия Мученичества была дополнена сведениями, заимствованными из предания о св. Ферреоле Вьеннском. Гипотеза Э.Ш. Бабю была отвергнута А. Леклерком, возражения против неё сформулировал П. Франки де Кавальери, который исследовал Мученичество Иулиана как литературный памятник. По мнению П. Франки де Кавальери, предположение Э.Ш. Бабю о существовании несохранившейся первоначальной редакции текста было необоснованным, тогда как отождествление Иулиана с присциллианином, казнённым при Магне Максиме, основано на домыслах и не даёт удовлетворительного объяснения истории формирования легенды. П. Франки де Кавальери рассматривал Мученичество Иулиана в контексте агиографического творчества в Галлии в V в.

 



 
PR-CY.ru