ИУЛИАН - Страница 2

В одной редакции сохранена лишь общая канва сюжета, добавлены рассуждения о причинах бегства Иулиана от гонителей, риторические похвалы мученику и проч. У Григория Турского рассказ о гибели Иулиана открывается рассуждением о путях праведников в Ветхом Завете и в современном ему мире, в повествовании также присутствует мотив оправдания бегства Иулиана из Вьенны (о трибуне Ферреоле в связи с этим событием не упоминается). В поздней версии Мученичества есть название селения, где укрывался Иулиан, – Виницелла; на месте казни мученика находился источник, в котором палачи омыли отрубленную голову, вода из источника получила целительную силу. У Григория Турского рассказы о чудесном источнике, о стариках, похоронивших Иулиана, и о спасении богатого испанца выделены в отдельные главы, отсечённая голова Иулиана была передана Ферреолу (после его мученической кончины голову положили в могилу трибуна). Исследователи неоднократно отмечали связи между преданием об Иулиане и Мученичеством св. Ферреола Вьеннского. В ранней версии Мученичества Ферреола сообщается, что в начале IV в., во время «великого гонения», преследование христиан в городе Вьенна проводил презид Криспин. Воин Ферреол отказался принести жертву богам и исповедал веру во Христа, после чего был брошен в темницу. Чудесно освободившись от оков, Ферреол решил бежать из города и перешёл реку Рона, но затем был настигнут и убит. В этой версии Мученичества нет упоминаний об Иулиане, а Ферреол представлен как простой воин. В более поздней версии утверждается, что гонители, настигнув Ферреола близ Вьенны, отвели его в Бриват и казнили на том же месте, где был предан смерти Иулиан. Исследователи неоднократно поднимали вопросы о степени исторической достоверности Мученичества Иулиана и об интерпретации отдельных сведений, которые в нём содержатся. Они отмечали отсутствие в тексте датировки гибели Иулиана и упоминаний об исторических лицах. Недостоверными считались утверждения составителей Мученичества о том, что Иулиан был казнён без суда и следствия, и что его казнь произошла в области Арверния, которая не принадлежала к юрисдикции города Вьенна. Авторы XVIII–XIX вв. были склонны не придавать значения этим деталям, т.к. Мученичество, по их мнению, было составлено через много лет после гибели Иулиана, и его составитель мог не обладать всей необходимой информацией. Л.С. Тиймон одним из первых указал, что изложенные в Мученичестве Иулиана сведения не поддаются однозначной интерпретации. В соответствии с традиционной точкой зрения кардинала Цезаря Барония, Тьерри Рюинара и других авторов, Л.С. Тиймон счёл возможным датировать гибель Иулиана началом IV в. Исследователь предположил, что Мученичество было составлено в середине или в конце V в., и указал на параллели между этим произведением и Мученичеством св. Ферреола. Болландист Й. Стилтинг не видел веских оснований для того, чтобы отнести гибель Иулиана к началу IV в. Он указал на то обстоятельство, что Иулиан, согласно Мученичеству, погиб незадолго до того как император, живший в Треверах, приговорил к смерти испанца. По мнению Й. Стилтинга, составитель Мученичества подразумевал узурпатора Магна Максима (383–388 гг.), чья резиденция находилась в Треверах.

 



 
PR-CY.ru