ИУЛИАН - Страница 2

Во всех вариантах Мученичества Иулиана упоминается император Нумериан, правивший с 283 по 284 гг., что позволило бы исследователям довольно точно датировать кончину святого. Однако, согласно Евсевию Кесарийскому, епископ Сильван пострадал при Максимине Дайе (305–313 гг.), а исходя из текста Мученичества, Иулиан скончался после епископа Сильвана. В исследовательской литературе высказывалось мнение, что Иулиан является одним лицом с Аназарвским мучеником Иулианом (память 16 марта, 21 июня), а пещера, в которой скончался Иулиан, – это пещера в монастыре Спилеон, где некоторое время находилась глава Иоанна Предтечи. Такое предположение сделал П. Петерс, обратив внимание на несоответствие сообщения о главе Иоанна Предтечи в Мученичестве Иулиана древней местной традиции. Согласно этой традиции, глава была принесена в Эмесу неким горшечником, хранилась в его семье, а затем её передавали друг другу благочестивые жители города. Однажды ею завладел монах-арианин Евстафий. Когда за обман жителей он был изгнан из города, то спрятал главу в пещере, в которой вскоре поселились монахи, не знавшие о скрытой реликвии, затем на этом месте был основан монастырь. Глава была вновь обретена в 452 г. игуменом монастыря архимандритом Маркеллом и положена епископом Эмесы Уранием в монастырской церкви. В 761 г. святыня была торжественно перенесена в собор во имя Иоанна Предтечи, воздвигнутый в Эмесе специально для неё. Исследователи полагают, что при написании Мученичества произошло смешение двух легенд (в обеих историях важную роль играют гончары, мощи Иулиана, так же как и глава Предтечи, покоятся в пещере и др.). При этом в одной из редакций повествования об обретении главы Иоанна Предтечи встречается упоминание о существовавшей в Эмесе древней базилике во имя некоего Иулиана, а единственным известным святым по имени Иулиан в древности был Иулиан Аназарвский. Таким образом, П. Петерс сделал следующее заключение. Мученичество Иулиана было написано не раньше VIII в.; в это время глава Иоанна Предтечи была перенесена в более надёжное место из монастыря Спилеон, который вскоре пришёл в упадок. Тогда и было составлено Мученичество Иулиана с целью возвратить монастырю известность и былую славу. Существует также гипотеза, что епископ Сильван был упомянут агиографом для придания большей достоверности повествованию, при этом в действительности он не имел к Иулиану никакого отношения. При написании сочинения агиограф ориентировался на более ранние произведения, среди которых упоминаются грузинское Мученичество Феодора, Иулиана, Еввула, Малкамона и др., пострадавших в Филадельфии, и Мученичество Илиана, принявшего кончину в том же городе. В рассказе об обретении мощей мученика Марина, о котором сообщает Иоанн Малала в «Хронографии», также прослеживаются параллели с Мученичеством Иулиана (тело святого было найдено с вбитыми в голову длинными гвоздями, а перенесли его в церковь во имя мученика Иулиана). В греческих Синаксарях и Минологиях память Иулиана указана под 6 февраля. При этом в Патмосском списке Типикона Великой церкви (IX–X вв.) в этот же день помимо памяти Иулиана отдельно приведена память «Иулиана, в царствование Нумериана»; в списке Типикона Великой церкви из монастыря Честного Креста в Иерусалиме (X в.) ошибочно приводится память Иулиана, мученика Эдесского, и под тем же числом – память Силуана (Сильвана), мученика Эмесского. Также под 6 февраля память Иулиана содержится в грузинских календарях. В Римском Мартирологе (XVI в.) под этим числом упоминаются епископ Сильван, Лука и Мокий, но памяти Иулиана в этот день нет.



 
PR-CY.ru