ИУЛИАН

ИУЛИАН (ум. в начале IV в. или около 320 г.) – cвященномученик (мученик) Галатийский (память 12 и 13 сентября). В византийских Синаксарях сохранилось две версии мученической кончины Иулиана. Согласно Житию Иулиана, помещённому в стишных Синаксарях под 12 сентября, он пострадал в царствование римских императоров Диоклетиана (284–305 гг.) и Максимиана (286–305, 307–308 гг.). Когда правителю Галатии (Малая Азия) Антонину донесли, что в пещере в горах скрываются Иулиан и сорок христиан, тот послал отряд воинов, но им удалось схватить только Иулиана. На допросе он не выдал сотоварищей, отказался принести жертвы и был положен на раскалённое ложе, но ангел Господень остудил пламя и сохранил мученика невредимым. Антонин приказал привести мать Иулиана и велел ей склонить сына к идолопоклонству, угрожая отдать её на поругание воинам, но та отказалась переубеждать сына. Правитель отпустил её, а Иулиана осудил на усечение мечом. Придя на место казни, мученик попросил у воинов времени для молитвы. В это время с небес раздался голос: «Христос отверз тебе врата Царствия Своего. Вниди в них, ибо ты законно подвизался за имя Его!» Этот глас услышали сорок христиан, скрывавшихся в пещере. Они пошли на место казни Иулиана, исповедали перед воинами христианскую веру, были приведены к Антонину и обезглавлены по его приказу. В Житии, включённом под 13 сентября в Синаксарь Константинопольской церкви (архетип конца Х в.) и в Минологии императора Василия II (конец X – начало XI вв.), Иулиан назван пресвитером из селения Кринтеунт близ Анкиры в Галатии, пострадавшим при императоре Лицинии (308–324 гг.), а вместо сорока сотоварищей указано 42. Кроме того, есть разногласия относительно возраста Иулиана: если в первом Житии мать Иулиана названа «старицей», то в данном тексте о нём самом говорится как о «благочестивом старце, боящемся Бога». Сюжет Жития, в основном, сходен с предыдущим, но есть и различия. Однажды, когда у скрывавшихся в горах христиан закончилась вода, Иулиан вышел из пещеры и отправился к источнику, где был схвачен язычниками, пришедшими принести жертвы Гекате, храм которой находился неподалёку. Представ перед правителем, Иулиан исповедал себя христианином и не выдал остальных. Ему на голову надели раскалённый шлем (о раскалённом ложе не упоминается), а затем отсекли голову. О кончине остальных мучеников не сообщается. В аналогичном Житии в Синаксаре XII–XIII вв. добавлено, что Иулиан был похоронен близ источника. Исследователи считают, что речь идёт об одном и том же лице. О существовании утраченного пространного Жития Иулиана, использованного составителями Синаксарей, свидетельствует канон в честь этого святого, написанный Иосифом Песнописцем. В каноне говорится об обеих пытках (раскалённом ложе и обжигании головы) и приводятся опущенные в Синаксарях детали – имя матери святого (Олимпиодора) и отсечение ей языка. Этот канон помещён в служебных Минеях под 12 сентября; Иулиан назван в нём священником. Первое Житие из стишных Синаксарей было включено в греческую печатную Минею (Венеция, 1592 г.) и впоследствии в «Синаксарист» Никодима Святогорца. Соответственно в качестве даты празднования утвердилась память 12 сентября. В современном календаре РПЦ Иулиан упоминается дважды: 12 сентября как мученик с сорока сподвижниками и 13 сентября как священномученик и пресвитер. В Римском Мартирологе (XVI в.) под 13 сентября память Иулиана объединена с памятью мученика Макровия (см. в ст. Макровий и Гордиан) только на том основании, что Макровий также пострадал при Лицинии. Дж. Луккези и Рене Обер отдают предпочтение сведениям о кончине Иулиана при императоре Лицинии около 320 г. В современных богослужебных книгах служба Иулиана отсутствует. По рукописям исследователям известны следующие песнопения Иулиана: канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом «Иулиана Анкирского воспеваю ревностно. Я Иосиф», плагального второго (т.е. шестого гласа), ирмос (начало: «Последовав страсти бесстрастного»); канон, составленный Феофаном Начертанным, без акростиха, плагального второго (т.е. шестого гласа), ирмос (начало: «Облистаемый сиянием»); анонимный канон четвёртого гласа, ирмос (начало: «Всего от юности»).

 
PR-CY.ru