ИСПАНО-МОСАРАБСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 10

Matutinaria – антифоны, в текстах которых звучит тема утренних часов, в рукописях обычно сопровождаются инципитом псалмового стиха без нотации. Laudes – песнопения утрени, часов и мессы. Как правило, в состав laudes входит пение «аллилуйя», за исключением периода Великого поста. Третий, шестой и девятый часы в кафедральном типе богослужения были заимствованы из монастырской традиции для периодов покаяния и поста. Часы кафедрального богослужения различаются в традициях «A» и «B». Песнопения на этих часах (антифоны, alleluiatici, респонсории, preces, гимны) в целом не отличаются от тех же жанров на вечерне и утрене. Песнопения монастырского богослужения в целом мелодически проще песнопения кафедральных служб. Исследователи отмечают, что антифоны, benedictiones и респонсории имеют те же формы, что и в составе кафедральной утрени. В laudes в качестве рефрена всегда используется «аллилуйя». Clamores (букв. – восклицания) в составе монастырских часов состоят из кратких библейских стихов, распетых на простые мелодии, в отличие от одноимённых песнопений мессы, являющихся дополнениями к psallendum или респонсорию. Miserationes – это preces в форме литании, содержащие ответ на прошения – «Deus miserere» («Боже, помилуй»), повторяющийся в начале miserationes три, четыре или семь раз. Подобная форма молитвы для иерусалимского богослужения описана в последней четверти IV в. в «Паломничестве ко святым местам», автором которой считается уроженка Испании Эгерия. В монашеском «Уставе общины» («Regula communis»; вскоре после 656 г.), который иногда приписывают Фруктуозу из Браги, содержатся правила для смешанного монастыря, в том числе положение о том, что монахи и монахини должны быть в разных хорах, и эти хоры должны петь поочерёдно. Песнопения «Liber ordinum» – антифоны, респонсории, laudes, гимны и preces в чинопоследованиях таинств крещения и священства, благословения аббата и аббатисы, освящения монастыря, благословения больных, отпевания, таинства покаяния, различных благословений, призывания помощи Божьей королю перед битвой и после неё – имеют те же формы, что и в оффиции. Исследователи отмечают, что староиспанская месса, чин которой относится к кафедральному типу богослужения, в целом более украшена, чем римская: почти все её элементы поются, для каждого текста имеется собственный напев. Нотированные песнопения ординария мессы («Gloria in excelsis Deo», Трисвятое, preces, «Agios», Ad pacem, «Sanctus», «Credo», «Отче наш», «Sancta sanctis», postcommunio) исследователи редко встречают в древних рукописях, но они, как правило, включены в рукописные певческие книги для хора, составленные при архиепископе Хименесе де Сиснеросе. Текст песнопения «Gloria», которое исполнялось в воскресенья и праздники, отличается от римского и амвросианского. Заимствование «Gloria» в испано-мосарабское богослужение, по мнению исследователей, произошло не раньше X в. В Леонском «Антифонарии», в разделе песнопений для рядовых воскресений, содержится три мелодические версии «Gloria»: две мелизматические, умеренно украшенные, и силлабическая, с очень простым мелосом. Две другие мелодические версии находятся в рукописях. В некоторых рукописях содержатся мелизматические версии Трисвятого для мессы на греческом и латинском языках. Сохранились две мелодические версии Трисвятого в древних рукописях; в певческих книгах, составленных при архиепископе Хименесе де Сиснеросе, записана мелодия, отличная от обоих древних образцов.

 



 
PR-CY.ru